Вестник Кавказа

Как самоутвердиться через соцсети

Society for Personality and Social Psychology
Как самоутвердиться через соцсети

Социальные медиа вездесущи. Люди часами могут размещать посты и просматривать Facebook, Twitter, Instagram, Snapchat и множество других платформ. Возможно, и вы знаете тех, кто увлечен социальными сетями и публикует буквально каждый свой шаг в интернете. Society for Personality and Social Psychology в материале HOW NARCISSISM RELATES TO SOCIAL MEDIA пишет, что важнейшей функцией социальных сетей стала возможность демонстрировать свою жизнь миру, что побуждает некоторых людей публиковать чрезмерное количество информации о себе.

Возможно, из-за того, что размещение информации в социальных сетях подразумевает некоторую степень привлечения внимания, возникает вопрос о том, как использование подобных платформ может быть связано с нарциссизмом, чертой характера, которая зачастую означает эгоцентризм.

Ученые Техасского университета в Далласе изучили этот вопрос в новом исследовании и поняли, что существует три аспекта нарциссизма. Каждое измерение характеризуется повышенным чувством собственной значимости, но при этом они существенно отличаются друг от друга.

Первая категория

 Большинство людей на вопрос о том, что такое нарциссизм, вероятнее всего подчеркнули бы тот аспект, который психологи описывают как манию величия. Люди с манией величия отличаются от всех остальных: они смелые экстраверты, напористые и самоуверенные. Они верят, что лучше всех и зачастую пытаются получить власть над другими.

Вторая категория

Но есть категория уязвимых людей, которым присущи застенчивость, подавленность и беспокойство. Люди с более высоким уровнем уязвимости также жаждут успеха и восхищения, но испытывают трудности в достижении этих целей. Хотя это не всегда очевидно, некоторые люди со склонностью к нарциссизму имеют довольно высокий уровень уязвимости.

Третья категория

Есть также категория людей, которые считают, что заслуживают больше, чем имеют. Они уверены, что к ним следует относиться особенным образом.

Как эти три категории связаны с использованием социальных сетей

Люди относятся к социальным сетям по-разному. Одни что-то публикуют и ждут, когда появятся лайки и комментарии. Другие просто просматривают контент, возможно, считая, что кому-то живется лучше, чем им (”Она снова на Гавайях?”). Есть и такие, кто увидев чей-то пост, в котором пользователь жалуется на свою плохую жизнь, чувствуют себя лучше. Кто-то может увидеть фотографии своих друзей на каком-то мероприятии и почувствовать себя обделенными, потому что его не пригласили. Все эти виды поведения в социальных сетях ученые разделили так:

активное использование (публикация контента),

пассивное использование (просмотр контента других людей),

восходящее сравнение (представление о том, что другим лучше),

нисходящее сравнение (представление о том, что другим хуже)

социальное исключение (просмотр мероприятий, на которой пользователь не был приглашен).

Согласно полученным результатам, мания величия связана с нисходящим социальным сравнением. Просматривая социальные сети, такие люди склонны считать, что все остальные находятся в худшем положении, чем они. Уязвимость была связана с восходящим сравнением и воспринимаемой социальной изоляцией. Находясь в социальных сетях, люди с более высокой степенью уязвимости склонны верить, что другим лучше. Они считают, что их чаще не приглашают на те или иные мероприятия.

Люди, склонные к мании величия и обладающие уверенностью в том, что им все должны, публикуют больше информации в социальных сетях. Это особенно актуально для тех, кто активно пользуется Snapchat, приложением для обмена сообщениями, которое позволяет пользователям обмениваться фотографиями и видео, исчезающими после просмотра.

В целом результаты пользователей Facebook, Instagram и Snapchat были примерно одинаковыми. Не было выявлено особой связи с уровнем самомнения и социальными сетями.

Люди, которые публикуют много постов в соцсетях, могут быть склонны к нарциссизму, особенно учитывая наличие мании величия. Но взаимосвязь между нарциссизмом и социальными сетями оказалась небольшой или умеренной. Таким образом, размещение большого количества контента в социальных сетях не обязательно означает, что человек самовлюблен. Кроме того, наши выводы об уязвимости показывают, что некоторые люди с более высоким уровнем нарциссизма зачастую чувствуют себя некомфортно при использовании социальных сетей.

Исследование показывает, что разные аспекты нарциссизма по-разному связаны с опытом использования социальных сетей. Для людей с более высоким самомнением, такой опыт может быть относительно приятным, поскольку у них есть возможность продемонстрировать свою жизнь и почувствовать, что другие находятся в худшем положении, чем они сами. Но для людей с более высокой уязвимостью опыт в социальных сетях может быть довольно негативным, потому что просмотр постов заставляет их чувствовать себя обделенными и обездоленными по сравнению с другими.

11700 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ