Вчера Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека распространила сообщение о начале поступлении документов и образцов грузинской винодельческой продукции для прохождения процедуры госрегистрации. Однако Роспотребнадзор отмечает затруднения в доставке образцов продукции, па потому заявляет о готовности обратиться в МИД России с просьбой оказания визовой поддержки для сотрудников предприятий, допущенных для поставок винодельческой продукции и минеральной воды на территорию РФ. В настоящее время еще 52 винодельческих предприятия представили заявки на поставку алкогольной продукции в Россию, при этом только 19 представили материалы для документарной проверки. После проведения анализа всей необходимой информации и согласования графика их посещения с Национальным агентством вина Грузии будет решен вопрос о следующем посещении экспертами Роспотребнадзора грузинских предприятий.
Тем временем сотрудники программы Economic Prosperity Initiative (Инициатива экономического процветания) USAID – Грузия организовали для местных журналистов винный тур по Кахетии. Своими впечатлениями от поездки с «Вестником Кавказа» поделилась журналистка Кетеван Мгебришвили.
В Алаверди мы приехали чуть позже полудня, погода была пасмурная. Капли дождя то и дело попадали в объектив, мешая снимать. Впервые за многие годы посещения наших монастырей я была приятно удивлена, увидев у входа в собор специальные таблички с надписью dress code, поясняющие как иностранным, так и грузинским туристам правила облачения и поведения в храме.
Мы вошли в величественный собор, основанный в VI веке cв. Иосифом Алавердским, и поставили свечки. К погребу монастыря нас проводил гид - монах, отец Герасим, который рассказал об археологических раскопках, проводившихся в недалеком прошлом во дворе собора. Монах показал развалины древних построек, и квеври вековой давности - огромный сосуд, собранный из множества обломков, лежит у входа в погреб как музейный экспонат, вызывая особый интерес у туристов. Отец Герасим показал современное винодельческое оборудование, раскрыл технологию изготовления монастырского вина. Затем мы вошли в погреб, где увидели более десяти квеври и старинную деревянную давильню, в которой наши предки давили гроздья винограда.
Говоря о грузинском традиционном способе производства вина в квеври, монах отметил, что культура «зедаше» имеет особое значение для Грузии. Зедаше – красное вино, которое используется в соборах во время причастия и венчания. В толковых словарях грузинского языка сказано, что - «Зедаше – жертвенное вино, которое используется во время литургии вместе с хлебцами». По словам отца Герасима, в древности в монастырских погребах практически все изготовляемое вино было предназначено для богослужения. Однако в семейных погребах наши предки всегда выделяли один квеври, который называли именем какого-либо святого, в нем было зедаше, предназначенное для церкви. «Сегодня эта традиция стала возрождаться, население берет пример с нашего монастыря. Погреб собора Алаверди послужил стимулом для развития виноделия в грузинской деревне, что нас особенно радует», – признался отец Герасим. По его словам, он хорошо помнит времена, когда авва Алавердский митрополит Давид выступил с инициативой реставрации монастырского погреба и восстановления исконно грузинской традиции изготовления вина в квеври. Идея был встречена скептически. «Денег на реставрацию не было, к этому еще добавилось и то, что ни у кого не возникало желания помочь нам в осуществлении замысла. Всем казалось, что традиция настолько устарела, что вино из квеври не будут пить не только иностранцы, но сами грузины. В ответ на подобный пессимизм, митрополит вспоминал слова св. Ильи Праведного, – если грузинскому вину суждена всемирная слава, то это будет именно вино из квеври – качественный продукт, изготовленный на высшем уровне», – рассказывает отец Герасим. Митрополиту еще несколько раз предлагали оставить затею с квеври и перейти на виноделие по новым технологиям – выдерживать вина в цистернах. Но глава Алавердской епархии был неумолим: «Пусть никто больше не смеет говорить со мной об этом. В первую очередь, я хочу возродить дело наших предков. Если мы и начнем изготовление вин по классической (т.е. европейской) технологии, то это будет лишь дополнением к основному продукту монатырского погреба – вину из квеври».
В 2006 году состоялась презентация погреба, за шесть с половиной месяцев было проведено археологическое изучение погреба и его полная реабилитация, были построены помещения для виноделия. В этом деле монахам помогла компания «Бадагони», с которой монастырь сотрудничает по сей день. В последние годы многие иностранные производители вина закупают в Грузии квеври и вывозят их, забирая с собой и грузинскую технологию изготовления вина. «Естественно, они не могут полностью скопировать наш метод, так как в Грузии все иное – сорта винограда, место, климат, виноделы, преданность своему делу. Все эти факторы оказывают влияние на качество вина», – отметил монах.
Рассказывая о технологии производства вина, отец Герасим пояснил, что после выжимки винограда полученную жидкую массу помещали в квеври, где происходило алкогольное брожение на твердых частях винограда. После окончания алкогольного брожения вино выдерживали до шести месяцев, и весной переносили уже в другой квеври. Этот период времени нужен для доведения вина до соответствующей кондиции.
Из погреба мы направились в магазин, открытый специально для туристов, где вместе с винами из Алавердского погреба можно приобрести расписанные глиняные кувшины и другие сувениры. Там отец Герасим с гордостью показал нам дипломы, завоеванные продукцией монастыря на международных конкурсах. На одном из них, проходившем в Лондоне, вино из квеври было удостоено бронзовой медали. Примечательно, что на этом конкурсе на суд двухсот экспертов было вынесено до 11 тыс. вин из разных стран.
На сегодняшний день вина из погреба Алавердского монастыря вывозятся на экспорт в Италию, Францию, Швецию, Норвегию, Англию и США. Недостатка в покупателях вина монастырь не испытывает. «Мы отказали очень многим желающим, был даже один покупатель, который предложил продать ему всю продукцию погреба, до единой бутылки, он сказал, что за ценой не постоит. Однако мы и ему отказали», сказал отец Герасим. Он особо подчеркнул, что виноделие является для монастыря внутренним хозяйством, и у монахов нет никакого желания увеличивать производство напитка и превращать погреб в винзавод: «Для нас главное не продать побольше бутылок, а сообщить иностранному потребителю о существовании вина из квеври, чтобы зарубежные туристы приезжали в Грузию, посещали собор и не только пили монастырское вино, но и знакомились с культурой и богатыми традициями нашей страны. Это будет способствовать развитию туризма и существенно пополнит доходы людей, занятых в туристическом бизнесе».