Вчера Владимир Путин по телефону поздравил президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с успехом возглавляемой им Партии справедливости и развития на прошедших 31 марта выборах в местные органы власти. "Поздравления нашего президента в адрес Эрдогана - главная оценка РФ прошедших выборов. Это важная реперная точка, которая говорит о том, что заданный темп политических отношений с Турецкой республикой будет как минимум с нашей стороны сохранен, я даже скажу, получит дальнейшее развитие", - заявил завкафедрой восточных языков Дипакадемии МИД России, профессор Асламбек Мозлоев.
Выборы он назвал референдумом по принципиальному изменению политической системы Турции: "Идет переход от кемалистской политической системы, к новой, пока еще не названной, когда в политическую систему включается еще и идеологическое оформление прежних эпох. Что значит прежние эпохи? Это мировоззрение, которое формируется и формировалось длительное время в условиях господства исламской идеологии. Произошла некая модификация. Сегодня ее называют умеренный ислам, мягкий ислам и так далее, но это реанимация прежнего общественного сознания".
По словам Асламбека Мозлоева, изменение политической системы кемалистского порядка вновь на первый план выдвигает принципиальную роль лидера: "Важно проследить, как народ Турции отнесся к лидерскому характеру политической системы. Часть турецкого народа, которая связана с передовыми формами производства, с передовыми формами экономической организации общества (крупные города - Стамбул, Анкара, Анталия, Измир, Адана) проголосовала за более медленную трансформацию. Эта часть общества оказалась не готовы к решительной ломке того отношения к политической системе, которое сформировалось в результате длительного развития республиканкой Турции".
Кроме того, по мнению эксперта, на выборах доминировал экономический фактор: "Инфляция вновь достигла двузначных цифр, безработица тоже. Естественно, адресуется это правящей партией". Мозлоев также заметил, что на президент Турции поставил кон личностный фактор: "Я бы поумерил его пыл. Если это общенациональные выборы, то можно авторитет президента ставить и этим руководствоваться. Но для местных выборов это слишком большая козырная карта. Это может повлечь негативные последствия".
Генеральный секретарь российской части Российско-турецкого форума общественности Сергей Марков считает, что это были очень политизированные муниципальные выборы, где речь шла не только о том, кто будет управлять теми или иными городами, регионами, но и о том, насколько население поддерживает политический курс страны. Неожиданной оказалась потеря правящей партией лидерства в крупнейших регионах - Стамбул, Анкара, Измир и Анталия.
По данным ЦИК, на муниципальных выборах в Стамбуле кандидаты от ПСР одержали победу в 24 районах, оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) - в 14. Еще в одном районе города победил кандидат от Партии националистического движения (ПНД). Сегодня ПСР подала апелляции для обжалования результатов муниципальных выборов в Стамбуле.
"Измир традиционно всегда тяготел к кемалистской оппозиции и подтвердил это. А вот в Анкаре ПСР потеряла свои позиции. Поражение ПСР в Стамбуле вообще стало сенсацией. Хотя поражение это, конечно, очень тонкое. Это ничтожная разница в сотые процента. Фактически по предпочтениям Стамбул поделился пополам. Но приз победителя достается представителю оппозиции и соответственно контроль над огромными финансовыми ресурсами. Стамбул - это 20% населения, 30-35% турецкой экономики, причем наиболее бурно развивающейся. Эрдоган начинал свою карьеру в качестве мэра Стамбула. Перед выборами, понимая, что есть угроза поражения, он лично провел множество митингов в Стамбуле. Причем от ПСР выдвигался [экс-премьер] Бинали Йылдырым - тяжеловес из тяжеловесов в политике, очень эффективный, энергичный и харизматичный политик. То, что он все-таки проиграл выборы - шокирующий результат", - заявил Марков.
Он подчеркнул, что провинция проголосовала за ПСР, в результате она получила большинство, однако сдвиг произошел очень внушительный: "В стране резко выросла поляризация - образовалось два мощных блока, при том, что у правящей партии большинство населения, но у оппозиции - контроль над самыми бурно развивающимися динамичными ресурсами и городами. Эта поляризация в стране станет главным фактором последующего политического развития".
Директор Центра изучения современной Турции Амур Гаджиев заметил, что на протяжении всей предвыборной гонки муниципальным выборам придавалось большое значение, словно они были всеобщими: "”Народный альянс” объявил их выборами, от которых зависит существование нации. Национальный блок заявлял, что итоги выборов должны преподнести урок правящей партии. Такое отношение к муниципальным выборам можно объяснить еще и тем, что они были последними перед продолжительным перерывом, поскольку до июня 2023 года никаких выборов в Турции не предполагается. Итоги выборов должны были дать оценку тем кардинальным переменам, которые были осуществлены в рамках процесса перехода страны из парламентской республики в президентскую. Правящая партия ожидала от итогов голосования своего рода вотум доверия в отношении созданной в стране президентской формы правления. Оппозиция же видела в выборах последнюю возможность выступить против существующей системы правления. Именно поэтому в предвыборной кампании активное участие принимали лидеры крупнейших партий".
Амур Гаджиев напомнил, что выборы прошли в условиях заметного спада турецкой экономики: "Турция еще не оправилась после резкого падения курса лиры в августе прошлого года, когда она присоединилась к странам, участвующим в торговой войне с США. Тогда США ввели повышенные пошлины на сталь и алюминий из Турции. Кроме того, против турецких чиновников были введены персональные санкции. В ответ на это Анкара подняла ввозные пошлины на группу американских товаров. В результате лира за неделю рухнула на 25%, инфляция достигал почти 20%, дефицит текущего счета составил $57 млрд. В своих предвыборных выступлениях кандидаты в мэры практически не касались внешнеполитической повестки, хотя ранее почти всегда в целях консолидации электората образ внешнего врага активно использовался правящей партией".
Гаджиев перечислил множество особенностей прошедших выборов. В частности,
- Впервые в истории Турции на пост мэра баллотировался кандидат с русскими корнями. Анастасия Петрова-Четинкайя баллотировалась в качестве независимого кандидата на пост мэра Алании. Она получила 0,52% голосов избирателей, заняв пятое место среди 10 претендентов на пост мэра города.
-Впервые в истории мэром одного из городов стал коммунист. В Тунджели победу одержал Фатих Мехмет Мачоглу, кандидат от коммунистической партии.
- Впервые в истории Турции пост главы муниципалитета занял кандидат с ограниченными возможностями - Туран Ханченли от оппозиции, получивший 52% голосов в стамбульском районе Авджылар.
"В целом эти выборы называют одними из самых напряженных за последние 50 лет", - заключил эксперт.