Турция продолжит торговые отношения с Ираном, соблюдая резолюции ООН, заявил вчера министр экономики Нихат Зейбекчи. Как пишет "Сабах" в статье Turkey to continue trade with Iran complying UN resolutions, Зейбекчи заявил, что у Турции ”обширные” экономические связи с Ираном, включая импорт энергии из ИРИ. Отвечая на вопрос о решении президента США Дональда Трампа выйти из иранского ядерного соглашения, Зейбекчи сказал, что Турция продолжит торговать с Ираном.
”Это возможность для Турции. Мы будем продолжать торговые отношения с Ираном, соблюдая резолюции ООН по ядерной деятельности”, - добавил министр. Он подчеркнул, что позиция Турции по Ирану ясна – "это дружественная и братская страна". ”Мы верим в то, что чем большая вовлеченность Ирана в дела региона, делает Турцию сильнее, а чем сильнее Турция, тем сильнее становится Иран”, - сказал турецкий министр.
Президент США Дональд Трамп во вторник вывел свою страну из знакового ядерного соглашения, которое мировые державы подписали с Ираном в 2015 году. Оно огранивало иранскую ядерную программу в обмен на миллиарды долларов, освобожденных от международных санкций, но Трамп уже давно выступал против соглашения, неоднократно называя его ”наихудшей сделкой” из когда-либо заключенных. Все партнеры США по переговорам - Великобритания, Франция, Германия, Россия, Китай и ЕС - согласны с тем, что поддержание соглашения остается лучшим способом сдерживать ядерную программу Ирана.
Торговля в национальной валюте
Зейбекчи сказал, что внешняя торговля Турции в местной валюте составляет около 9%. ”Мы стремимся увеличить этот показатель до 15%. Правительство пытается компенсировать дефицит текущего счета в размере 15-20 миллиардов долларов в турецкой валюте. Думаю, что к концу этого года данный показатель превысит 10%”. Министр экономики подчеркнул, что важно использовать турецкую лиру в качестве резервной валюты, заявив: ”Если вы зависите от иностранных валют, таких как доллар и евро, вы уязвимы для спекулятивных движений. Поэтому мы продолжаем работать в этом направлении”. Что касается торговли в местных валютах с Россией, Ираном, Азербайджаном, Северным Кипром, Кореей и Венесуэлой, Зейбекчи сказал: ”Официальная база с Россией готова”. По его словам, соглашение с Москвой позволит российским туристам в Турции платить в рублях, а Турция будет покупать в турецких лирах в том же объеме.
По данным Зейбекчи, у Турции нет проблем с общими экономическим балансом: "Турция с ВВП около $900 млрд сильна с точки зрения экономической глубины и объема. Очевидно, что Турция понесла определенный ущерб в результате движения глобальных финансовых рынков, но не стоит ожидать, что Турция будет опустошена или ее экономика будет сильно затронута”. Зейбекчи также сказал, что проведение досрочных выборов 24 июня стало облегчением для финансовых рынков и привело к снижению спекулятивного риска. Он ожидает, что в 2018 году экономика Турции вырастет на 6%.
По данным Турецкого статистического института (TurkStat), экономика Турции выросла на 7,4% в 2017 году по сравнению с предыдущим годом.