На этой неделе Анкара начала на севере Сирии операцию "Источник мира", направленную против запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК) и запрещенной в нескольких странах, в том числе в России, ИГИЛ. Отношение в мире к этой операции разное. Так, глава Пентагона Марк Эспер призвал Турцию прекратить боевые действия, поскольку они могут может угрожать американским военнослужащим в регионе, а премьер-министр Пакистана Имран Хан выразил солидарность и полную поддержку президенту Турции Тайипу Эрдогану в вопросе действий Анкары в Сирии.
Директор Центра изучения современной Турции, научный сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН Амур Гаджиев считает, что причины операции ”Источник мира” носят многоуровневый характер: "В условиях заметного снижения популярности правящей партии Эрдогану нужно было восстановить свои позиции и свести на нет усилия отколовшихся от его команды таких тяжеловесов, как Абдуллах Гюль, Ахмет Давутоглу, Али Бабаджан и других. При подготовке операции ”Источник мира” Эрдоган даже заручился поддержкой оппозиции. Например, лидер главной оппозиционной Народно-Республиканской партии Кемаль Кылычдароглу выступил в поддержку операции. Эрдогану было важно показать себя в качестве сильного лидера, действующего решительно, несмотря на угрозы со стороны США, ЕС и НАТО. Что, в принципе, и было сделано".
С точки зрения обстановки в Сирии и региональной конфигурации Амур Гаджиев предположил, что Анкара намерена исключить любую вероятность создания курдского государства у своих границ: "Турция также заинтересована в недопущении возрождения ИГИЛ. Однако что делать, если на воле окажутся боевики, которые в настоящее время в плену у прокурдских Отрядов народной самообороны. С другой стороны, как сообщается, отражение турецкого наступления заставило курдов свернуть свои операции против террористов ИГИЛ. Анкара заинтересована в возвращении сирийских беженцев на родину. Удастся ли ей создать необходимые условия для возвращения беженцев, вопрос непростой. Есть вероятность, что операция может привести к расколу Сирийских демократических сил (СДС), а отколовшаяся часть от альянса СДС, возможно, сядет за стол переговоров с Дамаском. Это должно отвечать и турецким интересам, не говоря уже о российских".
Эксперт акцентировал внимание на том, что операция проводится накануне первого заседания Конституционного комитета в Женеве, которое запланировано на 30 октября: "Не думаю, операция проводится с целью сорвать предстоящие женевские переговоры. Тем более, что министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что сирийский конституционный процесс никак не пострадает, поскольку прокурдские Отряды народной самообороны в этом процессе не участвуют. Я предпочитаю рассматривать эту операцию как шаг, сделанный после того, как стороны договорились о составе Конституционного комитета. То есть сначала договор, потом операция".
Заместитель директора Института прогнозирования и урегулирования политических конфликтов Александр Кузнецов, говоря о региональной безопасности, отметил фактор устранения США от конфликта: "Оно не было полной неожиданностью, потому что еще в декабре прошлого года президент Трамп объявил о выводе американских военнослужащих из Сирии, но этот вывод осуществлялся очень медленно, ползущими темпами. Однако последняя реакция президента США была по-своему очень замечательной. Он объявил о выводе американских военнослужащих в Твиттере и очень подробно написал о своем отношении к событию. Поэтому целесообразно даже более подробно остановиться на этих высказываниях Трампа.
Буквально он написал – "то, что происходит в Сирии, больше не является бизнесом США". Также он сказал, что "американской нынешней администрации в наследие от предшественника, администрации Обамы, достались бесконечные и смехотворные войны, которые ведут к истощению американских ресурсов". Он охарактеризовал эти войны, которые фактически начались еще при администрации Буша, как самую большую ошибку за всю историю США. То есть военное вмешательство в процессы на Ближнем Востоке Трамп назвал самой большой ошибкой за всю американскую историю.
Посетовав на то, что только в Сирии Америка потратила $80 млрд без каких-то видимых результатов, Трамп он объявил о том, что американских солдат он оттуда выводит. Следующая фраза была такой – "мы оставляем Турции, России и Европе, курдам и Сирии разбираться с нынешними проблемами". Это свидетельствует о том, что Вашингтон сворачивает свою активность на Ближнем Востоке. Если учесть атаки 14 сентября на нефтяные объекты Саудовской Аравии, то Вашингтон отходит от военных методов поведения своей политики на Ближнем Востоке и о том, что США не будут воевать даже за своих ближайших союзников, как они не стали воевать за Саудовскую Аравию. Вряд ли США будут воевать и за Израиль, если даже появится существенная угроза его безопасности".
По мнению Кузнецова, все это свидетельствует о том, что Ближний Восток уходит из внешнеполитических приоритетов Вашингтона: "Отчасти это объясняется энергетическим фактором. США успешно наращивают добычу сланцевой нефти. По этому показателю они сравнялись с Саудовской Аравией. В ближайшем будущем США могут стать крупным экспортером. Поэтому фактор энергетической зависимости от Ближнего Востока уже не действует. Для нынешней администрации безразличны какие-то детали того, что будет происходить на Ближнем Востоке".