Несколько лет назад Росавтодор провел мониторинг состояния дорожного покрытия в 87 субъектах России, тогда Чечня находилась на 84 месте по качеству дорог. В 2007 году 91% ее дорог не соответствовал нормативным требованиям. На их состояние повлияли две военные кампании - тяжелая военная техника интенсивно передвигалась по дорогам. Практически полностью была разрушена дорожно-транспортная сеть Грозного, особенно сильно пострадала центральная часть города. Все послевоенные годы власти решали проблемы с парком и производственной базой автодорожников, обновление которых не велось практически с середины 1990-х.
В ходе реализации федеральной программы социально-экономического развития Чечни на 2008-2012 годы в республике улучшили дорожную сеть, а где-то дороги стали лучшего качества, чем в других регионах Юга России. Сеть автодорог общего пользования Чечни - 121 км федеральных и 3 016 км региональных. Крупным инфраструктурным проектом стало строительство объездной дороги на федеральной трассе М-29 "Кавказ" на участке обхода Грозный–Гудермес. Здесь по европейским стандартам строятся дорожные развязки и путепроводы. Сейчас М-29 «Кавказ» протяженностью 1118 км идет от Краснодара через Грозный и Махачкалу до границы с Азербайджаном на Баку. К моменту ввода в эксплуатацию новой дороги, в 2015 году, ее протяженность должна составить 14,786 км.
На открытии нового моста через Аргун на М-29 «Кавказ» побывал министр транспорта РФ Максим Соколов. «Трасса перегружена, из-за чего увеличивается аварийность и смертность. К большому сожалению, там гибнут люди, как во время войны. Мы решили в этом году начать строительство по расширению этой трассы со стороны Дагестана в сторону Ингушетии, в том числе и дороги в обход Гудермеса. Думаю, что после сегодняшнего совещания у министра будут другие взгляды и другие подходы по отношению к нашему региону. Мы готовы строить и развивать. Правительство республики будет принимать непосредственное участие в развитии этого направления»,- сказал после встречи с Соколовым глава Чечни Рамзан Кадыров.
Министр побывал также в аэропорту «Грозный». «Он может считаться не только одним из лучших аэропортов на Юге России, но и в целом по стране»,- отметил Соколов. Восстановить разрушенный аэропорт Грозный (Северный) с инфраструктурой удалось довольно быстро, и вскоре ему был придан статус международного. Теперь аэропорт считается одним из лучших на Северном Кавказе, а по технологическому оборудованию, занимает первые позиции. Отсюда совершаются рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Сургут, Астану, Стамбул, Амман, Джидду, Медину.
Сейчас в Грозном собираются подать заявку на создание портовой экономической зоны на территории аэропорта, что позволит создать более 6 тыс. рабочих мест и значительно увеличить совокупные налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Проект предусматривает развитие трех основных направлений: припортовая производственная деятельность (сборка бытовой техники и электроники, фасовка-упаковка пищевой продукции); транспортно-логистическая деятельность (обработка, хранение и организация транспортировки грузов) и техническое обслуживание и ремонт воздушных судов. Там планируется создать условия для реализации проектов инвесторами из других регионов России, что позволит основать своеобразный экономический центр СКФО, который даст импульс торгово-промышленному развитию всего юга России. Интерес к созданию такой уже проявили несколько российских, турецких и казахстанских компаний.
В СКФО и ЮФО также планируется создание регионального авиаперевозчика. Как говорил недавний председатель Совета директоров ОАО "Курорты Северного Кавказа" Ахмед Билалов, при участии "КСК" будет создана авиакомпания для осуществления региональных перевозок на юге России, это предложение уже внесено в Минтранс РФ. Еще в прошлом году в Чечне рассчитывали на создание крупнейшего в СКФО авиаперевозчика с современным хабом в аэропорту Грозного. Для этого ООО "Авиакомпания Грозный Авиа" предполагалось преобразовать в ОАО "Северо-Кавказские авиалинии", что показало бы принадлежность перевозчика к СКФО. Билалов не стал раскрывать подробности предстоящего события, поскольку переговоры еще не завершены. Известно, что базой для нового перевозчика станет одна из действующих авиакомпаний. «Она обладает достаточным парком самолетов, ее предложения по маршрутной сетке и ценообразованию нас полностью устраивают", - сказал руководитель "КСК". В случае реализации проекта у региона появится собственный авиаперевозчик, который будет осуществлять рейсы во все крупные города и курорты Кавказа, включая Краснодар, Ставрополь, Сочи, Нальчик, Владикавказ, Грозный, Махачкалу, Лагонаки, Архыз, Матлас, Дербент и Майкоп. В министерстве транспорта РФ проект рассматривают, но считают, что для его реализации стоит привлечь уже действующего федерального перевозчика. В ближайшее время правительство собирается принять окончательное решение.
Транспортный проект Чечни
Тимур Уцаев, Грозный
15695 просмотров