Искусство канатоходцев — наиболее распространенная разновидность цирковой эквилибристики - одно из самых древних на Кавказе. Эта национальная традиция сохранилась до нашего времени благодаря тому, что она передавалась из поколения в поколение.
До начала боевых действий в Грозном на набережной Сунжи был цирк, единственный на Северном Кавказе, не считая Кисловодского. Грозненский цирк славился верховыми наездниками – джигитами, которых знали не только во всем бывшем Советском Союзе, но и за рубежом, а также канатоходцами. Сегодня этих людей судьба разбросала по разным концам света.
Впервые об уникальном канатоходце Усмане Дадаеве я услышал от туристов из центральных районов России. Приехав в Ингушетию, они пошли на цирковое представление в Малгобеке, во время которого Дадаев танцевал лезгинку с мешком на голове на натянутом канате без страховки. Такие трюки руководитель малгобекской эстрадно-цирковой студии проделывает только в закрытых залах, где нет ветра. Корреспондент "Вестника Кавказа" попробовал ступить на натянутый трос и тут же слетел с него, не успев сделать и маленького шажка.
В эстрадно-цирковой студии в Малгобеке занимаются ребята в различных жанрах, но канатоходцев можно перечислить по пальцам. Усман Дадаев - разносторонний артист. Он и жонглирует, и занимается акробатикой, и бог весть чем. Дадаев не пользуется шестом для поддержания баланса, при том, что канатоходец всегда рискует своим здоровьем, хотя немало людей этой профессии стали инвалидами. Надо не только удержаться на канате, но и показать сноровку, пластику, красоту движений. "Этим ремеслом я занимаюсь с детства, а после окончания Московского эстрадно-циркового училища им. Румянцева (знаменитого Карандаша) эквилибристика стала моей профессией. Мастерства в нашем жанре можно добиться только ежедневными изнурительными тренировками. Нужно всегда поддерживать форму, - говорит канатоходец. - Упорный труд остается основным условием занятия этим ремеслом, поэтому немногие решаются связать свою судьбу с цирком".
Будучи студентом в начале 1990-х годов Усман работал в кино – был дублером-каскадером главного героя - Жана Луи - во французской кинокомедии «Счастье». Нужен был каскадер, который смог бы упасть на середину каната, перевернуться на нем и упасть вниз без страховки с высоты 8 метров на бутафорскую пушку. Риск был большим.
Усман Дадаев гордится личным знакомством с великим Махмудом Эсамбаевым, который в 1993 году сделал ему режиссерское оформление танца на канате, и говорит, что наше время подвижников циркового искусства не часто встретишь. Ведь цирк – это каторжный труд.