По подсчетам аналитиков спецслужб, сегодня в рядах ДАИШ воюет около 2 тыс. граждан России, а если приплюсовать к ним выходцев из других стран постсоветского пространства, то эта цифра может превысить 7 тысяч.
Руководитель проекта Общественной палаты "Противодействие вербовщикам "ИГ" в России" Елена Сутормина говорит, что часто родственники не замечают, что их дети попали под воздействие пропагандистов радикальных исламистских идей. Для них в Общественной палате недавно открыли горячую линию. Пока туда поступило лишь 39 обращений. "Из них 34 обращения - конкретные факты пропажи людей, попытки вербовки и пропаганда экстремизма. Три обращения были с предложением по проблеме пропаганды исламистских идей в России, и при проверке оказались вызванными причинами бытового характера. Каждое обращение мы внимательно изучаем, рассматриваем, советуемся со специалистами, выходим на связь с заявителями. Если подтверждаются факты вербовки и пропажи, мы направляем соответствующее обращение МВД России, если есть необходимость-, то в ФСБ".
Говоря о географии горячей линии, Сутормина заметила, что три обращения было из Санкт-Петербурга, одно из Ленинградской области, Мурманской области, Республики Коми, 11 обращений из Москвы. Также были Московской область, Калужская, Брянская, Курская область, Адыгея, Волгоградская, Курская области, Ненецкий округ, Дагестан, Крым. Причем из Крыма были обращения не по вербовке - оттуда приходили ссылки на экстремистские сайты с просьбой их закрыть.
Руководитель проекта обратила внимание на резонансное обращение из Адыгеи по пропаже без вести 24-летнего жителя Адыгейска, который уехал с женой и маленьким ребенком на Ближний Восток. "В этом обращении была поднята проблема пропаганды идеологии ДАИШ имамами некоторых мечетей на территории России. Это заявление родители привезли в Общественную палату, собрав около 3,5 тыс подписей жителей города Адыгейска, которые поддержали это обращение. Мы обратились в духовное управление мусульман Адыгейска, к руководителям республики, провели журналистское расследование".
Анализ деятельности «горячей» линии показал, что угроза вербовки актуальна не только для регионов России с преимущественно мусульманским населением. Жертвами пропагандистской деятельности чаще всего становятся молодые люди - их средний возраст 23 года. Гендерный фактор также не играет решающей роли - исламистской пропаганде подвергаются как девушки, так и молодые люди.
"В последнее время очень большое количество новообращенных, которые ранее исповедовали не ислам или вообще были атеистами. Исламисты вещают на 24 языках. Третий по распространению - русский язык. Они считают Россию перспективной страной для вербовки с целью подготовки терактов ", - заявила Сутормина.