Предотвращение военного вмешательства в Сирию и политическое урегулирование в этой стране могут стать главными темами на предстоящей встрече президентов России и Ирана Владимира Путина и Хасана Роухани в Бишкеке на саммите Шанхайской организации сотрудничества 13 сентября. Как заявил замминистра иностранных дел ИРИ Хосейн Амир Абдоллахиан, у Ирана есть доказательства применения химоружия в Сирии оппонентами сирийского президента. «В декабре прошлого года нами была получена информация о том, что две капсулы, в которых содержался зарин, перемещаются внутри Сирии террористами. Капсулы привезены из одной арабской страны», - сказал Абдоллахиан на встрече с российскими дипломатами.
На Смоленской площади его поддержали. «Россия хочет действовать координировано с Ираном в отношении Сирии, чтобы избежать катастрофической ситуации в регионе… Вскоре предстоит встреча на высшем уровне в Бишкеке с новым президентом Ирана. Сергей Лавров также едет в Бишкек, думаю, и ваш министр будет сопровождать президента", - заявил замглавы МИД РФ Михаил Богданов своему иранскому коллеге.
Сегодня многие эксперты сходятся во мнении, что конечной целью предполагаемых американских ударов по Сирии остается все-таки Иран.
По мнению советника ректора Дипакадемии МИД РФ Сергея Иванова, «можно, конечно, предположить, что американцы настолько настойчивы в продавливании своего военного сценария, что не Сирия их беспокоит, а (видимо, после союзнических связей, военных консультаций в Тель-Авивом) они решили, что хорошее время как-то втянуть Иран и прощупать его способности реагировать на военную агрессию. Можно, конечно, предположить и такое. Пока, дескать, просчитано, что Тегеран не обладает ядерным оружием, время еще есть, прощупать Иран с военной точки зрения, как он себя будет вести, и если возможно, ослабить его военный и политический потенциал и влияние в арабском мире. А Сирия, как известно, была и остается одной из ведущих стран-союзников Ирана на Ближнем Востоке».
В глобальном масштабе смотрит на последствия возможной американской операции в Сирии и директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев: «Что очень занимательно в сирийском кризисе? На чьи деньги! Если США будут воевать на деньги Саудовской Аравии в Сирии, это чистейшей воды наемничество. Получается, США становятся наемниками саудитов? Вы можете себе представить? Это в голову просто не укладывается. С другой стороны, если какое-то государство дает эти деньги, неужели вы думаете, что под это не закладываются какие-то требования? США тогда будут вынуждены в Сирии реализовывать чужие национальные интересы. Представляете, до какой степени надо упасть, чтобы за чужие деньги воевать в другом месте. Это тоже очень настораживает. США ломают ту систему, которая существует, и ничего не дают взамен. Что может произойти в результате? В результате государства начинают думать, как им существовать в такой системе, которая разрушена. В этом случае, Россия может подумать, а может быть, действительно, нужно с Китаем выстроить союзнические отношения? Ведь может даже до этого дойти. Но это же представляет уже основу для многополярного мира, и можно потом делить сферы влияния. Ведь США толкают на то, чего они больше всего боятся. Они больше всего боятся реального многополярного мира и сами всеми силами толкают Россию в сторону Китая. Вот это, я считаю, самое серьезное возможное последствие полной дестабилизации Ближнего Востока, которое может возникнуть».
По мнению Евсеева, Тегеран окажет Дамаску всевозможную военную помощь, вплоть до ввода на территорию Сирии подразделений Корпуса стражей исламской революции и организации диверсионной деятельности против американцев и их союзников на оккупированной сирийской территории. Иран – единственный региональный союзник Сирии, который поддерживал президента Башара Асада с начала гражданской войны. Наряду с Россией и Китаем, иранское руководство выступает категорически против военного вмешательства Запада в сирийский конфликт. По словам Евсеева, «способствуя активному вовлечению Ирана в сирийское противостояние, США добьются того, что конфликт перерастет далеко за рамки противоборства между коалициями внутри Сирии».