Вестник Кавказа

Сильные и слабые стороны Ирана

Сильные и слабые стороны Ирана
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
5-6 апреля в Алма-Ате пройдет очередной раунд переговоров между «шестеркой» мировых держав и Ираном по ядерной программе Тегерана. 

Как заявил «Вестнику Кавказа» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин, «ядерная проблема Ирана является одной из главных, не только для самой ИРИ, но и для системы ядерной безопасности в мире в плане сохранения Договора о нераспространении ядерного оружия. От алма-атинских переговоров судьбоносных решений ждать не стоит. Какова роль России в этом плане? Россия на протяжении практически десятилетнего периода старалась убедить Иран все-таки пойти на шаги навстречу и МАГАТЭ, и «шестерке» в плане решения иранской ядерной проблемы. Недавно министр иностранных дел Сергей Лавров выдвинул очень хорошую идею – так называемый step by step, то есть постепенное решение иранской ядерной проблемы. На одном листе мы пишем требования к Ирану, а на другом листе – список санкций, которые против Ирана выдвинуты. Когда Иран выполняет требование, зачеркивается санкция. Следующие требования выполняет – зачеркиваются следующие санкции. Так шаг за шагом все санкции снимаются. По-моему, это очень хорошая, продуктивная идея. Здесь надо работать над тем, в какой рейтинг записать требования и санкции, чтобы каждое выполненное требование соответствовало снятию определенной санкции. Это техническая работа. При этом необходимо, чтобы Иран выполнял определенные требования к определенному сроку, и, соответственно, к этому сроку снималась бы санкция. Очень хороший путь, и, как мне кажется, даже западные партнеры России по «шестерке» в целом согласны с такой позицией».

Сажин напомнил, что 14 июня в Иране пройдут президентские выборы: «Не думаю, что до этого момента какие-то судьбоносные шаги в решении иранской ядерной проблемы будут осуществлены. Надо ждать осени. Если 14 июня выборы, инаугурация иранского президента в начале августа, затем им нужно будет формировать правительства, и где-то к концу осени можно начинать следующий круг работы с Ираном». 

«У Ирана не так много союзников, и один из этих союзников – режим Башара Асада в Сирии, - заявил Сажин. - Иран делает все возможное, чтобы сохранить этот режим, оказывает и военную, и финансовую, и политическую, и духовную поддержку этому режиму. Но ситуация с каждым днем ухудшается, продолжаются боевые действия, продолжается гражданская война. Уже почти 80 тысяч убитых. Россия в этом плане делает все возможное, чтобы, самое главное, прекратить боевые действия. Все остальное – уже потом. Потом – решение внутренних проблем Сирии, которые, конечно же, должны решать сами сирийцы, без вмешательства внешних сторонников как Башара Асада, так и оппозиции. Я думаю, что Россия еще не исчерпала своих возможностей в вопросе оказания содействия в прекращении боевых действий. Мне кажется, Москва должна усилить свою активность именно в этом плане. Россия не защищает Башара Асада, не стремится к сохранению его власти. По некоторым данным, в Сирии проживают около 30-40 тысяч российских граждан, наших женщин, которые вышли замуж за сирийцев и их детей. Поэтому Россия должна сделать больше для того, чтобы всеми средствами активизировать работу со всеми игроками на сирийском поле и вокруг Сирии для того, чтобы совместными усилиями прекратить боевые действия».

Директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев также склоняется к мнению, что ситуация в Сирии будет влиять на Иран: «Башар Асад может и дальше быть президентом Сирийской Арабской Республики. Другой вопрос, какой ее части. Сейчас он контролирует треть страны, и может сохранять там контроль при определенном развитии ситуации. Динамика идет очень сильная. Палестинцы стали все активнее бороться против армии Башара Асада. Но в целом, думаю, ситуация в Сирии для ИРИ к осени будет менее благоприятной, чем сейчас. Для Ирана Сирия всегда была фронтом борьбы, в первую очередь, против Израиля. 
Иранской дипломатии удалось «пробить» их газопровод в Пакистан. Это большое дело было сделано вопреки позиции Запада, что говорит об ограниченности влияния Запада. Иран довел газопровод до границы, он готов предоставить деньги для того, чтобы строить на территории Пакистана. У Ирана появляются новое направление, которое будет активно развиваться – ирано-пакистанские отношения, потому что здесь есть общие интересы. Хотя газопровод будет проходить через Белуджистан, общие интересы очевидны. Даже Индия может потом к этому проекту подключиться. Все это будет оказывать влияние политика».

Между тем, Евсеев заметил, «процесса улучшения российско-американских отношений не наблюдается. Неустойчивое развитие российско-американских отношений - благоприятный фактор для ИРИ, потому что России будет легче кооперироваться с Тегераном в решении каких-то конкретных проблем. Кроме того, полного взаимопонимания между США и Израилем также не наблюдается. Зачем Барак Обама продавил от Нетаньяху извинения и согласие на компенсации за то, что произошло с «флотилией свободы»? Он решил задачи. Первое – понятно, Сирия, потому что два союзника по Сирии должны как-то кооперировать. Вторая задача – Иран. Никто не может исключать, что Израиль примет решение о нанесении удара по Ирану. Хорошо бы, чтобы Турция в это не вовлекалась, а занимала сторону стороннего наблюдателя».
31495 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября