"В свои права покровительствовать всем живым существам вступила Черная водяная змея, она сменила покровительство водяного черного дракона", - с этим словами российские буддисты вступили в новый год по лунному календарю. Государственный праздник Белого месяца — Сагаалган был объявлен в Бурятии выходным днем.
Разъяснить символику праздника взялся глава Бурятии Вячеслав Наговицын: «Сначала он считался праздником белой пищи. Его праздновали осенью, когда заканчивалась сельхоз кампания, когда собирали урожай, когда получали хорошие надои и их сохраняли. Но затем внук Чингисхана приурочил этот праздник к началу нового года. Обычно это либо начало, либо конец февраля. Он не во всех странах совпадает, поскольку начало нового года по астрологии у всех разное. Тем не менее это самый любимый праздник людей, проживающих в Бурятии. Праздник отмечается целый месяц, и все молодое поколение обязано поздравить старшее поколение. Дается целый месяц, потому что судьба может разбросать семью по городам и весям, но дети все равно находят возможность, чтобы приехать к родителям и поздравить.
Идут службы в дацанах. Накануне этого праздника идет очищение от всех проблем, которые накопились за год. Буквально за сутки люди приходят в дацаны, чтобы на «черном кострище» сжечь все свои невзгоды. Считается, что люди 12 февраля выходят очищенными и с добрыми помыслами и намерениями готовы к новой жизни. Конечно, для этого нужно быть верующим, надо ходить на молебны».
К Новому году в Бурятии приурочили Года туризма. «Мы живем на берегах великого озера, у нас его называют «море» - Байкал. Оно находится под контролем ЮНЕСКО. Это налагает определенные на нас обязательства по сохранению этого озера для всего человечества. Республика Бурятия – многонациональная, толерантная республика. Мы в прошлом году отметили 350 лет добровольного вхождения в состав российского государства. 350 лет в мире и согласии живут 160 национальностей в нашей республике. У нас много смешанных браков. Рождаются очень красивые дети-метисы. Наши девушки выигрывают практически все конкурсы красоты, - утверждает Наговицын. – А национальный вопрос формируется людьми. Как только правители начинают правила устанавливать, обязательно возникают конфликты интересов. Мы идем по принципу хирурга – не навредить. Мы стараемся поддерживать те сложившиеся отношения, которые есть между людьми. Мы не пытаемся зарегулировать их, потому что когда начнешь регулировать, обязательно затронешь интересы тех или иных групп людей… Нужно просто создавать условия, чтобы люди чаще были вместе, чтобы они ни в коем случае не разъединялись. Года три назад меня спросили: «Как вы относитесь к тому, чтобы создать национальные школы, допустим, школа бурят, школа русских, азербайджанская школа». Я говорю: «Этого делать нельзя ни в коем случае! Только там, где люди все вместе, рождается чувство толерантности. Так стирается грань»».
Отвечая на вопрос «Вестника Кавказа» о том, как чувствуют себя в Бурятии выходцы с Кавказа, Наговицын заявил: «Я бы не сказал, что есть какая-то мощная миграция. Приезжают. У нас есть автономные культурные центры, которые очень активно поддерживают взаимосвязь со своими земляками, и люди приезжают. Но поток, я бы не сказал, что он массовый, скажем, из того же Азербайджана или Армении. Нет, этого мы не наблюдаем.
Что касается туристов, то из стран СНГ, к сожалению, поток незначительный. Не едут они к нам. Не знаю, с чем это связано. Может, пока с экономическими проблемами. Может, это плохая транспортная доступность. Иностранный поток составляет 15% - это, в основном, Китай, Германия, Франция».
Секрет бурятской толерантности
11090 просмотров