Вестник Кавказа

Российские фаны после Евро

Российские фаны после Евро
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
За последний месяц ни один комментарий, касавшийся игры сборной команды России по футболу на Чемпионате Европы, не обходился без слова «болельщик». Вчера руководители Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ) донесли до СМИ свою позицию в ходе мультимедийной пресс-конференции.

Как заявил президент ВОБ Александр Шпрыгин, «все последние три-четыре месяца Всероссийское объединение болельщиков готовилось к проведению Евро по болельщицкой части. В принципе, мы оцениваем положительно деятельность ВОБ на Евро и, в принципе, положительно оцениваем участие российских болельщиков Евро - считаем, что российские болельщики были одними из лучших как по массовости, количеству, так и по поддержке.
Всероссийское объединение болельщиков заблаговременно помогло большому количеству граждан получить визы. На Чемпионате Европы российские болельщики были единственными из тех, кому для попадания на Чемпионат Европы необходимо было получать шенгенскую визу. Мы сумели на тот момент наладить диалог с посольством Польши в Москве, и выдали несколько тысяч виз россиянам, которыми они могут и сейчас пользоваться, потому что они полугодовые.
Также ВОБ распределило свою квоту билетов среди региональных отделений и фан-клубов, входящих в организацию. Правда, мы получили их от Российского футбольного союза в самый последний момент, и это могло вызвать негативную реакцию болельщиков. Но тем не менее все свои билеты получили и смогли присутствовать на матчах российской сборной в Польше.
Кроме того, Всероссийское объединение болельщиков организовало трансферы для болельщиков: мы отправили пять автобусов, был отправлен целый спецпоезд, который был сделан совместно ВОБ и ОАО РЖД, а также были отправлены чартерные рейсы компании «Аэрофлот», те, которые были предоставлены болельщикам по итогам январских встреч в Санкт-Петербурге с Владимиром Владимировичем Путиным.
Что касается самого пребывания в Польше, ВОБ организовало штаб, причем Русского дома в Польше не было. У нас был постоянно действующий свой штаб, куда все болельщики стекались и где мы оперативно решали любые вопросы.
Также ВОБ организовал перфоманс, который был не худшим на Евро: баннер 12 числа на матче Россия–Польша был самым крупным на Евро, 40 на 60 метров –тот самый, с богатырем, где полякам потом мерещился князь Пожарский.
Я хочу извиниться еще раз за инцидент с пиротехническими изделиями, которые дважды были выкинуты на поле – во время матча во Вроцлаве с чехами и 12 числа в Варшаве, с Польшей. Хотим, чтобы вы понимали, что на первом матче было порядка 10 тысяч российских болельщиков, на втором матче - порядка 20 тысяч. Рекордное число российских болельщиков за всю историю выступлений сборной России за рубежом, порядка 30 тысяч, присутствовало 16 числа на игре Россия – Греция. Пиротехническое изделие технически мог кинуть только один человек; возможно, это вообще был провокатор. Их имена до сих пор не установлены, и нельзя по одному незначительному инциденту судить обо всех болельщиках, которые в своих лозунгах, высказываниях и речевках не делали ничего предосудительного либо не могли предугадать реакцию УЕФА. К примеру, баннер с надписью «Сталинград» - ну откуда мы могли знать, что УЕФА двояко будет трактовать то, что жители города Волгоград историческое название своего города вспомнили?
Касательно инцидента со стюардами в городе Вроцлав, хочу еще раз сказать, что то заявление, которое сделало ВОБ – мы всего лишь озвучили причины произошедшего, потому что у нас в стране стюарды в основном занимаются распорядительной функцией. Они не являются предметом обеспечения безопасности, не задерживают болельщиков. Мы просто рассказали, как там было, но не делали выводов и не говорили, что это правильно – избивать стюардов, и никоим образом эту ситуацию не оправдывали.
Вот, в принципе, всего три инцидента, эпизода с российскими болельщиками на Евро, которые так или иначе пытались склонять в СМИ, но не замечали многих других моментов – числа приехавших людей, того, как это все было организовано, не замечали того, какое количество проблем предстояло на Евро решить и какое количество проблем там решалось. В частности, опыт 12 числа мы признали положительным, потом что решение по проведению такого шествия было принято еще в апреле, когда мы ездили с предварительной рабочей подготовительной поездкой в Польшу, когда мы готовились и планировали, как все это будет происходить, при том, что уже стала известна информация, что Русского дома не будет. Шествие - это был единственный путь для большинства простых болельщиков безопасно пройти 12 числа на стадион. Большинство людей, которые добирались до стадиона самостоятельно, были в тот день избиты польскими радикалами. Мы не ожидали, что столь высокая степень русофобии в Польше и что настолько будут политически подогревать ситуацию, начиная с нашего прибытия в аэропорт Варшавы, где нас снимало большое количество польских телекамер, и единственный вопрос, который интересовал – будет ли шествие 12 числа.
Далее: до 12 числа каждый наш день все наши перемещения начинались с того, что возле отеля нас встречало большое количество телекамер, которые подогревали эту всю историю, которые зачем-то сравнивали это с битвой на Висле, с армией Тухачевского, приписывали историю. Всероссийское объединение болельщиков и российские болельщики власти Варшавы (а это шествие было легальное, оно было с ними согласовано, оно было согласовано с представителями полиции) не обманули. Там не было вообще никаких политических лозунгов, никаких иных видов правонарушений, - и российские болельщики были в основном атакуемы. Если и находились те, которые там пытались дать отпор, они были задержаны, при том, что из 180 человек задержанных 20 с небольшим оказались россиянами, все задержанные поляки отделались штрафом в 500 злотых, наши же ребята продолжают до сих пор находиться в польских застенках. Как нам кажется, скорее всего, по политическим мотивам затягивается рассмотрение дела. Мы ежедневно на связи с посольством России в Польше, на связи с Министерством иностранных дел. Надеемся, что в ближайшее время ребята вернутся на родину».

По словам представителя Ленинградского отделения ВОБ Эдуарда Латыпова, «если обратиться в историю шествий русских, то эта традиция идет с 2004 года, с первого массового выезда российских болельщиков на Чемпионат Европы в Португалию. Начиналось с очень большого стяга «Смоленск», который присутствовал на всех шествиях. Эти шествия были в Инсбруке на чемпионате 2008 года, в Лихтенштейне, в Кардиве, в Хельсинки – самые массовые. Поэтому ничего уникального в идее шествия не было, тем более что так совпало, что это был день России. На YouTube есть много видео шествий голландцев в Харькове, шествий шведов, и никто их провокационными не называет. Это было такое же неполитическое традиционное шествие российских болельщиков с целью поддержки сборной России.
Видео есть в Интернете: мы 8 числа перед дорогой во Вроцлав заехали в мэрию Варшавы, вручили туда заявление, хотя по законодательству Польши, если это не политический митинг, никаких согласований не требуется с властями. Тем не менее, понимая, что мы несем ответственность за людей, мы от имени ВОБ, совместно с крупнейшими фан-движениями страны, которые тоже участвовали в организации этого шествия, подали заявление. Тут же нам перезвонили, и мы на следующий день, 9 числа, провели двухчасовую рабочую встречу с мэрией Варшавы, с полицией, с представителем мэрии. Они оценили и поддержали наш выбор. Там как раз три километра идти до стадиона, и по мосту достаточно комфортно. Они нас сразу предупредили, что будут провокации со стороны польских агрессивно настроенных фанатских движений. Поэтому мы договорились, что будут усиленные наряды полиции, каким образом будет организовано взаимодействие, примерно прикинули, сколько людей. По нашим оценкам, шествие собрало 7 тысяч человек.
В прессе говорили, что российские болельщики несли плакаты Сталина – это полная ложь. Мы даже не стали разворачивать традиционный флаг «Смоленск», потому что в данной ситуации просто неправильно было бы расценено, и мы максимально сделали, чтобы никого не провоцировать. Поэтому, даже когда начались беспорядки, никаких антипольских лозунгов не звучало. Поляки тест на толерантность не прошли, а российские болельщики показали свой миролюбивый и толерантный взгляд: мы приехали на Чемпионат Европы, и мы болеем за своих, а не против кого-то.
Что мы себе записываем в актив? Когда ВОБ называют какой-то ультраправой организацией, кстати, это пытались и польские СМИ раскручивать, это неправда. Мы действительно объединяем разных людей, зачастую противоположных взглядов, людей из разных клубов, у которых иногда непримиримые отношения. Но уникальность нашей организации заключается в том, что мы все там работаем, все вместе, и находим общий язык. И вот эта колонна из 7 тысяч человек – она как раз показала, впереди – активная часть, фанаты, сзади болельщики, море народу просто туристов, которые приехали – мы были как бы единым целым там, и ощущался прилив, ощущался позитив, это был праздник. Если бы футболистов туда пригласили, и они с нами прошли, то равных им никому не было бы и они уж точно у поляков бы выиграли. Между прочим, сутками раньше мы вместе с РФС и представителями болельщиков в Польше возлагали цветы, то есть мы тоже старались максимально снизить градус накала, но получилось или не получилось, могу одно только сказать – что после поляки извинялись за произошедшее. А мы для себя, кстати, сделали выводы, потому что мы плотно работаем с оргкомитетом 2018 подготовки к Чемпионату мира, который произойдет в России, и для нас тоже это был урок. У нас есть время подготовиться, потому что нам бы хотелось, чтобы ничего подобного не повторилось в России, когда будет здесь у нас Чемпионат мира».

Исполнительный директор ВОБ Всеволод Алексеев рассказал, что «в преддверии Евро в Министерстве внутренних дел России была создана специальная комиссия, которая занималась как организацией отправления болельщиков сборной России на Евро. Планировалось направление делегации из представителей Министерства внутренних дел в саму Польшу для оказания содействия российским болельщикам. В частности, на последнем совещании под председательством первого замминистра Горового говорилось о том, что делегация поедет, что сотрудники будут находиться в форме сотрудников полиции Российской Федерации, чтобы болельщикам было легче увидеть их, подойти, чтобы они могли оказать помощь, содействие. Но ни мы сами лично, ни кто-либо из болельщиков ни на проходе, ни на матчах ни одного сотрудника внутренних дел в форме сотрудника не видел, к сожалению. Возможно, это решило бы ряд проблем и, может быть, какую-либо фактическую цель имело. В том числе не присутствовали сотрудники полиции и на согласовании шествия, когда мы были приглашены в мэрию Варшавы.
На шествие было заявлено 5 тысяч человек, а реально присутствовало порядка 7 тысяч, но она действительно это было единственным шансом для болельщиков дойти целыми и невредимыми. Потому что те болельщики, которые либо не смогли по каким-то причинам, либо не захотели пройти организованным проходом, а пошли позже… в основном на них происходили нападения со стороны агрессивно настроенных либо радикальных, либо хулиганствующих групп болельщиков. В том числе нападения происходили и после матча. В результате порядка сорока человек наших сограждан обратились за медицинской помощью.
Во время этих инцидентов некоторые болельщики стали свидетелями или невольными участниками этих конфликтов, потому что на кого-то производилось нападение непосредственно хулиганствующими группами, а кому-то пришлось вмешаться в эти инциденты, чтобы защитить простых болельщиков. По итогам было задержано 27 человек. Большинство из них получили приговоры по так называемой ускоренной схеме, в течение 1-3 дней с момента ареста, минуя прокуратуру. В результате некоторые получили депортацию с невъездом несколько лет на территорию Евросоюза, а часть находится в тюрьмах и СИЗО Польши. За их судьбой Всероссийское объединение болельщиков внимательно следит. К сожалению, широких возможностей отслеживать всю ситуацию у нас нет. Приходится в основном рассчитывать на содействие посольства России в Республике Польша. На переговорах с родственниками какая-то информация поступала. На данный момент (вчера тем более мы получили официальный ответ из посольства Российской Федерации в Республике Польша по судьбе задержанных), мы можем сказать, что по делам Абрамова, Лепихова и Еремина адвокатом поданы кассационные жалобы. Дата рассмотрения дела Лепихова назначена на 10 число, по остальным двум болельщикам ожидаем принятия решения в ближайшие дни. По четырем остальным, а всего осталось семь человек в Польше, суд продлил время их содержания под стражей до сбора и изучения фото- и видеоматериалов. К сожалению, время рассмотрения задерживается, но по нашей информации с целью сбора доказательной базы полиция и прокуратура выделила время до сегодняшнего дня, поэтому я думаю, что, возможно, в ближайшее время появятся какие-то новости о судьбе этих ребят. В частности, болельщик Артем Курочкин, который испытывает проблемы со здоровьем, был переведен силами консулов в СИЗО Варшава-Мокотув, который располагает медицинским учреждением при СИЗО. Недавно был разрешено его супруге и брату приехать и встретиться с задержанным. Здесь очень сильно поспособствовало также российское консульство.
По имеющейся информации никаких жалоб по содержанию нет, предприняты все возможные условия для обеспечения надлежащего пребывания наших соотечественников, включая вопросы безопасности, пока никаких нареканий не вызывало. Соответственно, ситуация находится на контроле Всероссийского объединения болельщиков. Следит за ситуации и министр спорта Российской Федерации, Виталий Леонтьевич Мутко. При его активном участии и большом содействии Министерства спорта были найдены деньги на оплату адвокатских услуг, которые были переведены нами на счет посольства России в Польше. Мы надеемся на скорейшее возвращение ребят домой. Мы понимаем, ситуация непростая, к сожалению, пока даже материалы приговоров не были получены посольством России, поэтому мы не знаем, какая степень там доказательной базы присутствует. Тем более, по сведениям, имеющимся у нас, по ускоренной программе когда приводились приговоры, там во многих случаях вообще сторона обвинения основывалась на показаниях своих полицейских, которые производили материалы, без использования видеоматериалов и других свидетельств. Это все наталкивает на мысль, что, возможно, действительно вина этих ребят спорна».
14625 просмотров