Вестник Кавказа

Россия: экономический кризис продолжается

Россия: экономический кризис продолжается
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Центральные банки крупнейших стран мира не должны отказываться от программ по поддержке экономики, считает глава Международного валютного фонда Кристин Лагард. Она думает, что ключевые экономические регионы (особенно Европа) по-прежнему нуждаются в поддержке, так как борются с последствиями затяжного финансового кризиса. Это включает сохранение низкой базовой учетной ставки, которая должна соответствовать состоянию экономики. О том, чего ждать от экономического кризиса России, рассуждают директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев и завлаб Института экономической политики им. Гайдара Владимир Назаров.

По мнению Николаева, «экономику гораздо интереснее оценивать по тем тенденциям, которые сформировались. Если они устойчивые, если не предпринимаются должные меры для того, чтобы решить основные проблемы – будьте уверены, эта тенденция приведет к этому самому неприятному. Основные проблемы (в частности, высокая налоговая нагрузка) не решаются. Неопределенность экономической ситуации усиливается. Мы одними предложениями по пенсионной реформе настолько запудрили мозги бизнесу, что он действительно не понимает, что будет в конечном счете. Ситуации такая, сильно больно не будет в ближайшем месяце, но мы сползаем».

Кроме того, ситуацию осложняют и другие факторы. Во-первых, ожидаемое сворачивание в сентябре программы количественного смягчения в США. В этом случае, подчеркнул экономист, цены на нефть с большой вероятностью будут снижаться, а это для российской экономики, столь зависимой от сырьевого рынка, – беда. Кроме того, не закончилась сложная ситуация в Европе. «В совокупности с этими факторами, наш прогноз, что тенденция к ухудшению продолжится», – заявил эксперт. По его словам, Минэкономразвитию будет сложно, по политическим соображениям, прогнозировать рост экономики ниже 2%. «Наш прогноз: два процента, конечно, не будет… Сейчас мы допускаем, что 1 - 1,5 процента мы можем получить по этому году», – говорит Николаев.

«Действительно, кризис не разрешен, - согласен с Николаевым и заведующий лабораторией Института экономической политики им. Гайдара Владимир Назаров. - Мировой экономике вкололи очень сильную долю обезболивающего, три программы количественного смещения, поэтому сейчас действительно никому не больно. Если посмотреть, что сейчас обсуждают в США, как у них сейчас динамика экономического роста, безработица, данные в общем-то не катастрофические, более-менее даже обнадеживающие. Вместе с тем надо понимать, что это произошло именно из-за массового вливания финансовой поддержки. И мы видим, что ряд других параметров, долг США, дефицит бюджетный, они в общем-то носят неконтролируемый характер, и это рано или поздно приведет к тому, что программу количественного смягчения придется пересматривать».

Что касается России, то, по мнению Назарова, «мы ничего не сделали со времен прошлого кризиса, мы его залили деньгами из Резервного фонда и на этом поставили большую жирную точку. Поэтому мы видим, что наша страна находится, если сравнивать ее с другими странами, парадоксально, но в самой плохой позиции. Цену на нефть в бюджет закладывали 97 долларов за баррель, сейчас, средняя с начала года получается 107 долларов за баррель, а темпы роста гораздо меньше - при таких же ценах на нефть еще недавно наша экономика росла семимильными шагами. Очевидно, что тот источник роста, который был у нас, нефтегазовая рента, полностью исчерпан».

Назарову кажется, что выход из кризиса начнется в развитых странах: «Мы сначала увидим значимые изменения в структуре мировой экономики, в изменении дефицита торгового баланса и бюджета США, количественное смягчение и т.д., увидим, как они переживут это, где окажутся они, как они из этого выйдут. Мы вместе с ними начнем это погружение, но выйдем гораздо позже, потому что нам нужно пройти более долгий путь. В нашем случае необходимо перестроить слишком много институтов, поменять. Несмотря на то, что у них тоже зарегулированная экономика, я бы не строил тут иллюзий, у них и лицензирования куча, и препон для бизнеса много, но тем не менее абсолютная гарантия прав собственности и эффективная судебная система вполне делают эту конструкцию жизнеспособной. В нашем случае, когда у нас нет эффективного суда и нет защиты прав собственности, мы не можем изменить наш структурный дисбаланс, не поменяв ключевые институты, на которых стоит наше общество. Поэтому пока мы не сделаем, нас будет “колбасить” как всю мировую экономику, но с тенденцией к понижению. Если будет рост, то у нас тоже будет рост, но не такой бурный, как мог бы быть. Если будет падение, у нас оно будет более болезненное, чем могло бы быть, если бы у нас была другая система».

Прогнозируя курс рубля, Назаров заявил: «Ослабления дальше 34 рублей при этой нефти точно не должно быть. Если она будет ниже, то, соответственно, может быть все, что угодно. Более того, при этой нефти, мне кажется, сейчас курс рубля занижен. Скорее всего, при этой цене, рубль мог бы стоить гораздо дороже, в районе 30. Мне кажется, что поведение Центробанка свидетельствует о том, (если я его правильно интерпретирую), что ЦБ не верит в сильную девальвацию рубля. Мне кажется, что ни действия нашего мегарегулятора, ни цены на нефть не свидетельствуют в пользу того, что нас ожидает резкая девальвация рубля. Мне кажется, что рубль будет стабилен при таких ценах на нефть».

11325 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября