На сайте ″Линкольн-центра″ - крупнейшего американского культурного центра выставлена реклама спектакля "Лейли и Меджнун", который должен состояться в Нью-Йорке в рамках масштабного международного фестиваля искусств. Все бы хорошо, даже замечательно, но глядя на текст объявления, задаешься сразу несколькими вопросами.
Во-первых, почему имя Лейли переделано в Лайла?
Во-вторых, не указан автор поэмы "Лейли и Меджнун", легшей в основу оперы. У "Лейли и Меджнун" есть конкретный автор – это великий азербайджанский поэт средневековья Низами Гянджеви, взявший сюжет из арабской легенды. После Низами историю любви Лейли и Меджнун описал бессмертный азербайджанский поэт Мухаммед Физули.
В анонсе справедливо отмечено, что это была первая опера на Востоке и поставлена она более ста лет тому назад, что подтверждает тот факт, что речь идет об опере нашего великого азербайджанца по поэме классика азербайджанской же литературы из Гянджи. Однако почему в рекламе не указано имя автора музыки к опере – основоположника современной азербайджанской классической музыки, величайшего композитора современности Узеирбека Гаджибейли?
В спектакле участвуют азербайджанские исполнители – народный артист Алим Гасымов и заслуженная артистка Азербайджана Фергана Гасымова. И все бы ничего, но ведь азербайджанские артисты наверняка получили заранее анонс спектакля. Неужели они не заметили таких, мягко выражаясь, неточностей в тексте объявления, хотя, претензии, скорее всего, должны быть адресованы не к ним, а к тем структурам, которые отвечают за популяризацию и пропаганду азербайджанского искусства за рубежом. Они-то и должны следить за тем, чтобы хотя бы в текстах контрактов и на рекламах сохранялся тот минимум правдивой информации об азербайджанском искусстве, истории и культуре, которые дошли до нас с незапамятных времен, которые предстоит сохранить их и передать потомкам.
В-третьих, в рекламе указывается, что в определенные дни состоятся предшествующие спектаклям дискуссии. И здесь самое главное! Ведущими дискуссий будут хореограф и режиссер спектакля Марк Моррис, а также некто Ара Гузелимьян – без указания роли этого человека во всем этом действе. Не знаю, как к этому относиться – то ли это вопрос, а может быть это и есть ответ на все поставленные мной выше вопросы. Во всяком случае, ясно одно – мы не должны смотреть на эти вопиющие факты сквозь пальцы, дабы остатки нашей богатейшей культуры не ушли от нас, как песок сквозь пальцы.