Россия в случае подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС не видит возможности применения к Киеву таможенного тарифа в рамках Таможенного союза, заявил вице-премьер РФ Игорь Шувалов. "По соглашению Украины с ЕС по большей части товаров, которые там обозначены, применяется нулевая таможенная ставка. Это около 95% товаров, которые будут проходить на территорию РФ… У Украины нет возможности по этому соглашению вступать в Таможенный союз и принять единый таможенный тариф, а потом вступить со всеми странами ТС в переговоры о мерах компенсации. Это может затянуть все страны Таможенного союза в бесконечные многолетние переговоры об уровне таможененно-тарифного регулирования. Это означает, что никакого Таможенного союза не будет", — считает Шувалов.
Но в Киеве настроены более оптимистично. "После подписания соглашения с ЕС Украина может стать единственным государством в мире, которое имеет торговлю с одной стороны с наибольшим экономическим образованием, таким, как Евросоюз, а с другой стороны - с огромным евразийским пространством - странами Таможенного союза", - надеется министр иностранных дел Украины Леонид Кожара. "То, что с 1 января 2015 года это объединение выйдет на более высокий уровень интеграции и субъектом сотрудничества станет Евразийский экономический союз, мы также воспринимаем как объективный фактор экономических отношений. Для этого уже сейчас власть и бизнес Украины энергично приспосабливают свои действия к тому, чтобы во взаимной торговле с ЕврАзЭС не было никаких преград, - говорит премьер-министр Украины Николай Азаров. - Интеграционные проекты не надо противопоставлять. Наоборот, надо нарабатывать оптимальные пути взаимодействия».
Об этих и других противоречиях внутри Таможенного союза «Вестнику Кавказа» рассказал директор аналитического центра "ВТО-Информ" Евгений Корчев.
- Евгений Анатольевич, Казахстан в этом году вступает в ВТО, Россия заканчивает свое присоединение, а Белоруссия пока не находится там. Что же случится с Таможенным Союзом? Нет ли тут противоречия?
- Действительно, будет трудно объединять страны, у которых разные есть обязательства. Это одно из противоречий, которое будет внутренне не столько разрывать Таможенный союз, сколько оказывать существенное негативное влияние на внутренние интеграционные процессы. Условно говоря, объединить плановую государственную экономику Белоруссии с абсолютно либеральной экономикой Казахстана и неким миксом, который есть в России, очень трудно.
Но, честно говоря, мне кажется, это не самая главная проблема в интеграционном процессе, потому что внутренние среды разные, но их можно выравнивать - можно менять законодательство, медленно идти к неким единым правилам по рынку конкуренции, по субсидиям. Но внешние обязательства разные у всех трех стран, у России – одни, Казахстан вступает с другими обязательствами, а у Белоруссии этих обязательств нет, и никому даже не известно, какими они будут, когда Белоруссия будет вступать. Это, конечно, очень негативно на Таможенном союзе отражается.
Приведу пример. Киргизия желает стать членом Таможенного союза. Она находится рядом с Казахстаном, и можно сделать единую таможенную территорию. Но Киргизия 10 лет назад вступила в ВТО с нулевыми таможенными ставками, это обязательство Киргизии. Когда Киргизия вступает в Таможенный союз, она эти обязательства не может нарушать. Это означает, что все другие страны должны сделать такой же либеральный режим, который взяла на себя Киргизия.
Или то, что происходит сейчас с Украиной – еще одним кандидатом в члены Таможенного союза. Вполне очевидно противоречие, что нельзя быть членом ассоциации с ЕС и иметь договор о свободной торговле с ЕС и одновременно быть членом Таможенного союза и выполнять обязательства, которые предполагает соглашение о ТС.
Вообще в мире такая тенденция пошла - страны не столько рвутся к работе в ВТО, сколько в последние 20 лет интенсивно идет формирование межрегиональных и региональных интеграционных объединений. Эти объединения намного эффективнее - быстрее можно выровнять некоторые условия, соседские контакты на это влияют, культурные связи быстрее развиваются, поэтому, конечно, региональные интеграционные объединения в мире в перспективе имеют гораздо большее будущее и возможности для развития экономик отдельных стран, чем такой инструмент как ВТО.
- Стремление Украины и Армении торговать больше с ЕС, чем с Россией, как-то скажется на наших экономических отношениях?
- Конечно. Если Украина имеет некоторые обязательства по отношению к своему партнеру – к ЕС, они могут быть разными в отношении товаров, и в то же время у нас есть льготная торговля с Украиной, то понятно, что кто-то должен будет что-то пересмотреть. Это напрямую отразится.
Честно говоря, если рассматривать ситуацию со вступлением Украины (имеется в виду подписание Киевом соглашения об ассоциации с ЕС, - прим. ред.) то, в принципе, это такая же авантюра, как вступление России в ВТО. В прямом смысле никакой экономической выгоды для Украины в подписании этого соглашения нет.