Правительство Армении планирует реализовать программу административно-территориального реформирования страны, предусматривающую укрупнение сельских общин для повышения эффективности управления. Для определения целесообразности укрупнения принято решение о нескольких пилотных проектах, сопровождаемых местным референдумом. В рамках первого пилотного проекта 17 мая был провели референдум в 22 населенных пунктах Лорийской, Сюникской и Тавушской областей.
ЦИК Армении опубликовал результаты референдума, исходя из которых жители Тавуша и Лори не поддержали идею укрупнения сельских общин. "За" проголосовала лишь малонаселенная область Сюник (По численности населения Сюникская область занимает предпоследнее место в Армении, меньше людей живет лишь в области Вайоц Дзор). Референдум в Сюнике, где "за" проголосовало 94%, прошел при достаточно высокой явке избирателей, причем речь идет как о сельских общинах, так и о будущем общинном центре - Татев. Между тем, количество жителей многих сел Лори и Тавуша, принявших участие в местных референдумах, не превысило 20-25% от общего числа избирателей.
Правда, по предварительным данным ЦИК, в области Лори за объединение в общину с центром в Туманяне проголосовало 68% от пришедших на выборы, в области Тавуш за будущий общинный центр Дилижан - 70% избирателей. Однако ЦИК предоставила усредненные цифры, которые не отражают всех реалий. Для положительного итога референдума необходимо, чтобы в пользу укрупнения проголосовали не только жители будущего общинного центра, но и села, которые планировались объединить в одну большую общину.
Согласно законодательству, итоги референдума определяются следующим образом - число проголосовавших "за" должно составлять по крайней мере 1/3 от общего числа избирателей. Таким образом, даже в случае тотальных фальсификаций, властям нужна была поддержка 1/3 избирателей, чего однако не произошло. Референдум в Лорийской и Тавушской областях провалился из-за низкой явки избирателей. По мнению ряда экспертов, результаты референдума вполне адекватны настроениям сельчан.
Еще в процессе обсуждения программы, несмотря на заверения представителей правительства о том, что укрупнение не приведет к сокращению сельских администраций и рабочих мест, возможная реализация плана по укрупнению общин вызвала недовольство сельских жителей, полагающих, что села лишают самостоятельности. По убеждению многих граждан, помимо того, что административно-территориальное реформирование чревато безработицей, оно также ведет к новым бюрократическим препонам, создает транспортные неудобства, вносит неясность в вопросы распределения земельных участков в общинах.
Против программы проголосовала оппозиционная фракция "Армянский национальный конгресс". По убеждению АНК, идея укрупнения опасна, поскольку механическое объединение общин приведет к тому, что села лишатся самостоятельности, будет нарушен принцип распоряжения собственными доходами, окончательно прекратится участие местных жителей в управлении общинами. АНК также выразила опасение тем, что новые общинные центры могут поглотить все ресурсы, что создаст подчеркнутую диспропорцию в развитии населенных пунктов. Секретарь фракции Арам Манукян считает, что укрупнение приведет к внутренней миграции.
"Основная цель укрупнения в том, чтобы общины могли решать совместно стоящие перед ними проблемы. Но в армянской действительности те общины, которые не имеют финансовых ресурсов, от объединения ничего не выиграют, наоборот появятся новые проблемы", - полагает экономист Вилен Хачатрян. По его словам, пока не будет развита инфраструктура сельских общин, решены их основные проблемы, чисто механическим объединением экономической эффективности добиться не удастся. По данным НПО "Союз муниципальных финансистов Армении", в 80% сельских общин страны капитальные затраты не превышают 5%, остальное идет на содержание административного аппарата.
Отношение граждан к изменениям выразилось в пассивном отношении к референдуму. Несмотря на отсутствие нарушений в ходе голосования, властям и не удалось обеспечить необходимых 33,3% для положительного исхода референдума. По сути, жители Лори и Тавуша подвергли бойкоту инициативу правительства. Нельзя исключать и того, что главы сельских администраций, которые по установившейся в Армении выборной традиции, играют ключевую роль в обеспечении необходимой явки избирателей и в обеспечении нужного властям голосования, на этот раз не были заинтересованы в положительном исходе референдума. Несмотря на обещания правительства о том, что реализация программы исключает сокращение аппарата сотрудников администраций, а наоборот, предполагает повышение зарплат, очевидно, что сама логика предлагаемой территориальной реформы по укрупнению общин указывает на то, что обеспокоенность сельских старост не лишена оснований.