В Нью-Йорке продолжаются переговоры между представителями "группы шести" и Ирана по ядерной программе Тегерана. Одной из основных проблем стали вопросы, связанные с функционированием ядерного реактора в Араке. Кроме того, по словам замглавы МИД РФ Сергея Рябкова, по-прежнему остается спорным вопрос о количестве ядерных центрифуг, которыми может располагать иранская сторона.
Иран и "шестерка" намерены до 24 ноября подписать всеобъемлющее соглашение, которое бы гарантировало "исключительно мирный характер ядерной программы Ирана" и определяло меры контроля со стороны международного сообщества. Этот документ должен стать основанием для поэтапной отмены международных санкций против Ирана. Однако, по мнению директора Центра по изучению современного Ирана Раджаба Сафарова, за последнее время ситуация вокруг ядерной программы Ирана зашла в некий тупик: "Внимание всего мирового сообщества обращено на то, что каким образом внешние факторы будут влиять на отношения членов "шестерки" по обсуждению иранской ядерной программы. Одним из ведущих факторов, который сегодня влияет на позицию сторон –появление на политической сцене "Исламского государства". Через призму отношений стран к этому фактору происходят контакты, и вырабатываются позиции. Некоторые страны "шестерки" не совсем удовлетворены позицией Ирана по отношению к "ИГ"".
Вторым фактором, который самым серьезным образом повлиял на ситуацию с ядерной программой Ирана, Сафаров считает ситуацию на Украине: "Задача поставлена - окончательно рассорить Россию с Европой, сделать максимально невыносимой экономическую и политическую жизнь вокруг России. Для этого все способы хороши. Поскольку от конфронтации ЕС с Россией пострадают больше всего сами европейцы, это делается по указке США, то очевидно, что на каком-то этапе европейцы будут недовольны ситуацией, поскольку это реально будет влиять на экономику, на жизнь людей, на общий уровень жизни и т.д. Чтобы этого не случилось, нужно будет компенсировать те энергоресурсы, которые сейчас получают страны ЕС от России. Реальным источником, который может компенсировать нехватку энергоресурсов может стать увеличение мощности их производительности в Саудовской Аравии и наращивание производства нефти в Ираке".
Однако, по мнению Сафарова, увеличение мощности Саудовской Аравии сомнительно, "поскольку и так нефтяная промышленность Саудовской Аравии работает на грани своего возможного потенциала", но можно будет повлиять на ситуацию в Ираке: "Это без Ирана невозможно это делать. По газу необходимо делать так, чтобы в ближайшем будущем появилась реальная перспектива иранского газа в Европу. Здесь необходима цепочка через Сирию. Чтобы эта цепочка заработала, необходимо иметь отношения с Ираном, Ираком и Сирией. Очевидно, что Ирак и Сирия без участия Ирана не сработают".
"Сейчас в Нью-Йорке все обсуждают, как поступить, чтобы заодно завершить иранскую ядерную программу, а с другой стороны сделать так, чтобы европейское и западное общественное мнение было удовлетворено тем, что цели, которые поставили западные страны и Америка перед собой о наказании Ирана в связи с его ядерной программой, были достигнуты. Иран пошел на компромисс, принял все условия Запада и МАГАТЭ, хотя ни на шаг не отступил от своих стратегических интересов. Иран прекрасно понимает, что любое вовлечение в решение тех вопросов, где сосредоточены российские интересы, повлечет за собой реакцию РФ, поэтому Иран не заинтересован в конфронтации с Россией", - утверждает Сафаров.