Принятие Польшей закона о декоммунизации, который предусматривает демонтаж памятников советским воинам, не останется без ответа, пообещали в Москве. 22 июня польский Сейм проголосовал за поправки в закон о запрете пропаганды коммунизма в названиях зданий и объектов.
Комментируя эту ситуацию, начальник научного отдела Российского военно-исторического общества Юрий Никифоров напомнил, что памятники, сносимые сейчас в Польше, имеют отношение в первую очередь к польской истории: ″Это часть их истории. Много памятников установлено благодарными за освобождение Польши жителями тех или иных городов в память братства по оружию. Однако польские власти отказывают внукам бойцов армии Войска польского в праве почитать своих предков, принося цветы на мемориалы, памятники и памятные доски, где увековечено это братство по оружию. Они замалчивают свою собственную историю, историю своих предков, тех, кто сражался вместе с объединенными нациями, вместе с Советским Союзом. Они никогда не расскажут своим собственным гражданам о том, как их предки с благодарностью встречали советских солдат, как они хоронили погибших советских солдат в боях на территории Польши совместно″.
По словам Никифорова, есть документы о том, что на Первом Украинском фронте советское командование запрещало танкистам ехать по асфальтовым дорогам, чтобы не разбить их гусеницами: ″Так было несмотря на то, что шла война, несмотря на то, что это вело к дополнительным трудностям для наших наступающих войск. Так не ведут себя в оккупированной стране. Это все неопровержимо свидетельствует о том, что наше общее представление о братстве по оружию отвечает тому, что мы называем исторической правдой, историческими реалиями. И польское руководство, отказываясь от этой части своей истории, совершает преступление перед памятью своих собственных предков″.
Заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин напоминает, что на тропу войны с памятниками Польша вышла еще с начала 1990-х годов: ″У нас это предпочитали не замечать, воспринимать это как некие эксцессы становления молодой демократии. Но аппетит приходит во время еды. Один памятник снесли - сошло с рук, второй - сошло с рук. Затем в 2015 году снесли около десятка памятников, включая памятник генералу Черняховскому - сошло с рук. В 2016 году уже несколько десятков. Тогда же была разработана программа по полному очищению от "знаков советского доминирования", которую утвердил президент Анджей Дуда″.
Говоря о мотивах польских властей, Шишкин заметил: ″Польша превратила историю в главный инструмент решения внутренних и внешних проблем. Образ нации-жертвы - основа современной польской государственности. Это позволяет во внутренней политике сплачивать население рассказами о том, что все беды от соседей - на русофобии, на германофобии. Это дает возможность постоянно требовать от соседей всевозможных преференций – ″вы же перед нами все виноваты, вы должны перед нами каяться, идти на уступки. Эта польская стратегия приносила немалые им дивиденды. В последний раз Россия каялась перед Польшей в 2010 году. Зачем ж им отказываться от такого эффективного инструмента? Правда, пора поставить их на место″.