Вестник Кавказа

Новая туристическая эра на Каспии

CNN
Новая туристическая эра на Каспии

Уже побывали в Карибском бассейне, в Средиземноморье и Прибалтике? Скоро для искателей приключений откроются новые горизонты и возможности для путешествий. CNN в материале After decades-long legal battle, Caspian Sea opens to tourism пишет, что внутреннее море, окруженное такими закрытыми странами как Иран и Туркменистан, станет притягательным туристическим направлением в ближайшем будущем.

Помимо того, что Каспий на весь мир известен своей черной икрой, он еще является самым крупным внутренним водоемом в мире. Даже пять прибрежных стран, окружающих его – Азербайджан, Россия, Казахстан, Туркменистан и Иран – долгие годы не могли договориться о том, является ли он озером или морем. Но после решения проблемы правового статуса, для туристов открылись возможности интереснейших путешествий.

Море или озеро?

Называть Каспий озером или морем – это совсем не вопрос семантики. До распада Советского Союза в 1991 году прикаспийскими странами были только Иран и СССР. В последующие 27 лет пять государств, которые претендуют на богатые ресурсами воды Каспия, не могли договориться по поводу его правового статуса.

Ставки были высоки. Во-первых, в нем водятся осетровые, главный источник черной икры (хотя в настоящее время ловить осетра там практически запрещено). Во-вторых, по некоторым оценкам, в Каспии находится примерно 50 млрд. баррелей нефти и 290 триллионов кубических футов (1 фут=0,3 м) газа. Если Каспий признается морем, тогда, по международном праву, его морское дно делится между прибрежными странами в соответствии с их береговой линией. Наиболее выгодно это Казахстану, у которого самая длинная береговая линия. И совсем не выгодно Ирану, у которого линия берега самая короткая. Если же Каспий признают озером, то дно поделят поровну.

В августе 2018 года лидеры пяти государств встретились в казахстанском морском городе Актау, чтобы подписать историческое соглашение, согласно которому каждой стране достается 15-мильная суверенная зона у берега, далее идет рыболовная зона шириной в 10 морских миль, а затем общие воды. Теперь у Каспия есть специальный правовой статус, однако вопрос о том, как поделить дно, остается открытым. Тем не менее, все это означает, что Каспийские воды открыты для новых туристических возможностей, включая круизы.

Универсальный лайнер

Сегодня в волжской Астрахани строится новый круизный лайнер «Петр Великий». В нем будет 155 кают для 310 пассажиров. Предполагается, что он будет спущен на воду уже этим летом, хотя точной даты пока не называется, и билеты не поступали в продажу (прим. «Вестника Кавказа» – лайнер был спущен на воду 24 мая). Оператор лайнера, «Столичная судоходная компания» заявила, что планирует запустить 7-ми и 14-дневные туры по Каспийскому морю, с остановками в портах Азербайджана, России, Казахстана, Туркменистана и Ирана.

Кроме того, размеры корабля (141 м на 16,8 м) позволят ему ходить по внутренним водам России. Это значит, что он не будет привязан к Каспию, а сможет совершать круизы к Балтийскому и Черному морям. Хотя официального расписания представлено не было, азербайджанские и российские СМИ сообщают, что летом корабль сможет ходить вдоль берегов Волги, а также между Москвой и Санкт-Петербургом. Также его можно использовать для круизов по Черному морю, вдоль российского берега в Грузию и Турцию до города Трабзон. «Петр Великий» станет одним из первых новых круизных предложений на Каспии. Тем не менее, туристическую инфраструктуру в регионе в целом еще предстоит развить до высокого уровня.

Российские реки

Речные круизы появились в России давно. На главных российских реках действуют несколько местных операторов. Российские реки – это мировой круизный бренд. Сегодня крупнейшим игроком на рынке люксовых круизов является компания Viking Cruises, которая начинала с четырех небольших лодок в 1990е годы. В 2018 году Viking перевез 12 тысяч пассажиров.

Каспийское море может стать новой возможностью для роста российской круизной отрасли. Хотя в мире круизы во внутренних морях не так развиты, как в открытых, тем не менее, на некоторых рынках сложились свои традиции, например, в Северной Америке. Старший исполнительный редактор «Круиз Критик» Коллин МакДэниэл приводит в пример круизы по Великим Озерам и говорит, что «корабли, обслуживающие такие туры, немного меньше, что позволяет уделить больше внимания каждому пассажиру. Лайнеры комфортные, еда вкусная, часто в рацион включают местные специалитеты. При этом вряд ли вас застанет сильный шторм, в отличие от круизов по открытому морю. Плюс, порты уютные и красивые».

Что ждет пассажиров?

Площадь Каспийского моря 370 тысяч км2, что намного больше, чем площадь всех Великих Озер вместе взятых. Благодаря этому Каспий может похвастаться разнообразием природных экосистем и прибрежных цивилизаций. У пассажиров «Петра Великого» точно не будет недостатка в красивых видах и достопримечательностях. Им предстоит насладиться очарованием азербайджанской столицы Баку, крупнейшего каспийского города, а также древним Дербентом на юге России, пустынями, открывающимися на восточном берегу моря, и иранской субтропической Ривьерой. Только не забудьте вовремя получить необходимые визы.

Туристический прорыв

В любом случае, большинство пассажиров нового круизного лайнера будут российскими гражданами, а также жителями других прикаспийских стран. «Мы уверены в перспективах этого направления и с нетерпением ждем, когда «Петр Великий» будет спущен на воду. Мы ожидаем большой спрос и интерес к нашему продукту», - заявил генеральный директор российского круизного портала Kruiz.online Денис Крейтсберг. Сложившаяся ситуация стала логичным продолжением развития круизного рынка в России. «Мы видим ежегодный рост в 15-20% в количестве россиян, путешествующих морскими круизами. Большинство из них покупают зарубежные туры», - говорит генеральный директор российского отделения международного круизного портала Dreamlines Федор Егоров.

Имя новому лайнеру подобрали очень удачно: Петр I отвоевал в каспийском регионе много прибрежных земель, чтобы заполучить Каспий. Сможет ли «Петр Великий» наших дней сделать из Каспия новый центр притяжения туристов, покажет время.

24125 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября