Недавний визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион карабахского конфликта вновь вызвал дискуссии о возможностях и правомерности открытия в Нагорном Карабахе аэропорта и налаживания регулярного авиасообщения.
В конце прошлой недели, 13 июля, дипломаты-сопредседатели Минской группы ОБСЕ от России, США и Франции в своем заявлении выразили свою обеспокоенность тем, что планируемое открытие аэропорта в Нагорном Карабахе может привести к дальнейшему росту напряженности. Посредники предупредили также, что рейсы, прибывающие и отправляющиеся из этого аэропорта, не могут быть использованы для поддержки каких-либо требований по изменению статуса Нагорного Карабаха в рамках международного права. Сопредседатели традиционно призвали стороны достичь понимания в соответствии с международными конвенциями и соглашениями, а также текущей практикой в Армении и Азербайджане в вопросе полетов над их территориями. Дипломаты приветствовали заверения сторон в том, что они будут отказываться от любых угроз или атак на гражданские воздушные суда, расследовать эти вопросы дипломатически и воздерживаться от политизации этого вопроса.
Как же стоит расценивать заявления Минской группы ОБСЕ: допускают ли они полеты над Карабахом или предоставляют возможность сторонам самим разобраться в нюансах этого запутанного дела? Судя по множественным ссылкам на международное право и призывы к сторонам самим достичь понимания, дипломаты не взяли на себя ответственность по однозначному вердикту.
Ведущие мировые и европейские организации, курирующие работу гражданской авиации и стандартизирующие работу авиакомпаний и аэропортов, критически отнеслись к идее возможности начала работы в Карабахе собственной воздушной гавани.
Еще весной этого года руководство Конференции гражданской авиации Европы (ECAC) провело переговоры с Администрацией гражданской авиации Азербайджана. В итоге президент ECAC Каталин Раду подчеркнула свою приверженность принципам Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция) и соответствующих резолюций ООН, а также борьбе с попытками нанести ущерб безопасности полетов в регионе.
Официальный Баку после заявления посредников вновь напомнил свою позицию, которая заключается в том, что намерение армянской стороны организовать полеты гражданской авиации в оккупированный Нагорный Карабах противоречит международным законам и является провокационным шагом. "Нагорный Карабах является признанной международным сообществом частью территории Азербайджана. Однако в силу его оккупации Арменией Азербайджан лишен возможности осуществлять контроль над ситуацией в этом регионе, и потому не ручается за безопасность таких полетов", - сказал пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев, слова которого приводит "Интерфакс-Азербайджан". Абдуллаев обратил внимание на то, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ в своем недавнем заявлении призвали стороны карабахского конфликта достичь понимания по данному вопросу в соответствии с международными конвенциями и соглашениями. По словам представителя МИД, Азербайджан, также всегда основываясь на нормах международного права, всегда заявлял о недопустимости организации авиарейсов над оккупированными землями Азербайджана, поскольку этот незаконный шаг армянской стороны может вызвать разного рода провокации и инциденты. "Свою позицию по этому поводу мы неоднократно доводили до сведения международных организаций", - подчеркнул Абдуллаев.
В свою очередь директор Администрации гражданской авиации Азербайджана Ариф Мамедов заявил, что полеты через территорию Азербайджана, согласно международному праву, должны осуществляться только по разрешению официального Баку. "Ввиду того, что Нагорный Карабах является зоной военных операций, мы запретили полеты над этим регионом и объявили эту зону закрытой для полетов. В плане безопасности самих пассажиров полеты над этой территории не могут быть разрешены", - заявил он в интервью азербайджанским СМИ.
По словам Арифа Мамедова, самопровозглашенные власти Нагорного Карабаха никак не могут отвечать за безопасность таких полетов. "Если мы куда-то летим, то должны предоставить гарантию безопасности пассажиров. А кто (в данном случае) может дать такую гарантию? Человек, занимающий самопровозглашенную должность в самопровозглашенной структуре? Я слышал его слова. Он заявил, что у них есть один старый самолет, им его подарили, и он их устраивает. То есть это человек очень далек от международных стандартов и правил безопасности полетов", - подчеркнул он.
Глава администрации гражданской авиации Азербайджана сообщил, что оборудование в построенный в Нагорном Карабахе для организации авиарейсов аэропорт поставила одна французская компания. "Мы встретились с ее представителями, и они заявили, что этот их шаг был ошибкой. По их словам, Армения приобрела это оборудование якобы для своих нужд, но незаконно доставила его на оккупированные земли Азербайджана", - сказал он.
Мамедов подтвердил, что направил письмо президенту Международной организации гражданской авиации (ICAO) с просьбой, чтобы глава ICAO также пообщался с руководством этой французской компании с целью предотвратить повторения подобных незаконных действий в будущем. "Если они не знают, куда доставляется это оборудование, то оно может попасть и в руки террористов", - отметил он. По словам Мамедова, администрация гражданской авиации Азербайджана семь раз официально информировала Международную организацию гражданской авиации о факте незаконного строительства аэропорта в Нагорном Карабахе, на основании чего ICAO сделало соответствующее предупреждение Армении. Мамедов заявил, что позиция Азербайджана по данному вопросу остается прежней. "Без разрешения Азербайджана запрещается полет над его территорией самолетов гражданской авиации", - заявил он. Мамедов также прокомментировал возможные действия азербайджанской стороны в случае, если армянская сторона все же начнет рейсы над оккупированными землями Азербайджана. "В случае обнаружения нами самолета (в этой зоне), мы официально проинформируем об этом официальные структуры, и правительство само примет решение относительно того, какие меры предпринимать", - заявил он. "Нет гарантий для безопасного полета самолетов гражданской авиации над этой территорией. Никто не может предоставить такие гарантии. Поэтому такие полеты с точки зрения безопасности гражданских лиц невозможны", - повторил Мамедов.
Представитель "Управления гражданской авиации Карабаха" Дмитрий Адбашян признал, что полеты гражданских самолетов из местного аэропорта вновь отложены на несколько недель. Первый полет должен был осуществиться в середине июля, однако он затягивается по техническим причинам, а именно по причине заключения договора на техническое обслуживание самолета. "Не все зависит от нас, договор подписывают две стороны, и кроме нас его должна подписать вторая сторона, именно поэтому назвать конкретную дату ввода аэропорта в строй я не могу", - отметил Адбашян.
Соглашение на техническое обслуживание самолета подразумевает широкий перечень документов, в том числе и страхование. Воздушные суда, которые могут быть задействованы на авиарейсах, должны быть сертифицированы, а сами полеты разрешены международными организациями. Здесь у армянской стороны существуют множество сложностей юридического и правового характера, непреодолимых без согласия Азербайджана. Только Баку обладает правом международно-признанного суверенитета над территориями, которые пересекают воздушные трассы, и имеет право самостоятельно объявлять те или иные зоны закрытыми для полетов.
Необходимо отметить, что до настоящего времени над Нагорным Карабахом не существует ни одного международного воздушного коридора для транзита самолетов или полетов внутри закрытой зоны. А само воздушное пространство в виду небезопасности его использования закрыто еще с середины 1990-х.
Международное право в области авиасообщения регламентировано до мелочей и примечательно, что для полетов из Баку в эксклавный Нахичеван азербайджанские авиаторы используют международные коридоры, которые в том числе проходят над территорией Арменией. Также как и армянские авиакомпании без проблемно используют международно-защищенные воздушные коридоры над территорией Азербайджана для осуществления своих рейсов.
Небо над Карабахом останется свободным от самолетов
Евгений Кришталёв
16860 просмотров