Курдские вооруженные силы начали операцию по зачистке от боевиков террористической группировки "Исламское государство" города Синджар на севере Ирака. Город известен не только тем, что через него проходит одна из ключевых линий снабжения "ИГ", но и как центр компактного проживания курдов-езидов.
На пресс-конференции в Москве глава департамента по делам езидов Министерства по делам религии в правительстве Курдистана Хайри Элиас Али счел необходимым акцентировать внимание на том, что собой представляет религия, исповедуемая его единоверцами.
Езидизм – монотеистическая религия, обладающая чертами зороастризма, иудаизма, христианства и ислама.
"Езидизм восходит своими корнями еще к митраизму. Религия возникла впервые на территории современной Индии, потом распространилась на другие районы, дошла до Европы. Митраизм - древняя религия, появившаяся еще до христианства, ее возраст - более 4 тысяч лет. К тем же корням восходит зороастризм", - пояснил Хайри Элиас Али.
"Многие наши обычаи, обряды восходят к глубокой древности, и мы можем о них почитать в книгах, посвященных митраизму и древним религиям народов, которые жили в этом районе. У митраизма и езидизма - 80% общих черт. "Езид" - древнее курдское слово, имеющее индо-персидские корни. Езид - бог, езиды - те, кто поклоняются этому богу.
Мы верим в единого бога, в судный день, в ангелов, в ад. У нас много обрядов, религиозных праздников, четыре их которых носят официальный характер. Чаршама Сор, новый год отмечается всеми курдами. Он объявлен выходным в Курдистане", - рассказал глава Департамента по делам езидов Министерства по делам религии Курдистана.
По его словам, "на севере Ирака число приверженцев этой религии составляет примерно 550 тысяч человек. Езиды живут также в Турции, в России, в Германии, в Швеции. Езидиы не стремится проповедовать свою веру среди других народов. Многие путешественники приезжали в наш регион, описывали нашу религию, обычаи, традиции. Мы, конечно, не упрекаем тех, кто критически описывал наше общество. Он было достаточно закрытым, но многие исследователи, журналисты, приезжая к нам, достаточно глубоко погружались в нашу культуру, узнавали ее".