Вестник Кавказа

Кто правит Дагестаном -3

Муса Мусаев, Дагестан

Окночание. Начало см. Кланы Дагестана -1 и  Кланы Дагестана -2

В последнее время в Дагестане стало заметным ослабление позиций ряда влиятельных политических групп. Досрочная отставка Магомедсалама Магомедова в январе прошлого года привела к ослаблению позиций и его команды в республике, хотя сам экс-президент работает заместителем руководителя администрации президента РФ, став политиком федерального уровня.
Неформальная партия Саида Амирова после его ареста тоже оказалась под угрозой распада, и на сферы влияния эк-мэра Махачкалы претендуют другие альянсы.
Трагическая смерть Гаджи Махачева, прозванного в народе непотопляемым, стала ударом для его команды. Брату Махачева, возглавляющему Казбековский район, или сыну, депутату Народного собрания, будет сложно сохранить влияние, подобное тому, которым обладал Гаджи Махачев, имевший большие связи в Москве.
Союз Сагида Муртазалиева тоже распадается. Ударом по репутации Олимпийского чемпиона стали обыски в здании дагестанского отделения Пенсионного фонда в сентябре прошлого года. Следователи, которых сопровождали бойцы спецподразделения, проверяли документы в рамках расследования незаконного обналичивания материнского капитала. Сейчас Сагид Муртазалиев находится за границей.

Произошло ослабление и некоторых лакских политических групп. В июне прошлого года в отставку ушел председатель Национального банка Дагестана Сиражудин Ильясов. Его сын Марат Ильясов был освобожден с поста министра имущественных отношений Дагестана в январе нынешнего года. Без должности остался и другой влиятельный представитель лакцев Амучи Амутинов, руководивший дагестанским отделением Пенсионного фонда до Сагида Муртазалиева. Он контролировал родной Кулинский район, но на выборах, по официальным данным, ставленник Амутинова проиграл, что спровоцировало митинг, участники которого говорили о фальсификации выборов главы района.

После ареста вице-премьера правительства Дагестана Магомедгусейна Насрутдинова, пошатнулись позиции и влиятельной кумыкской группы.
В январе нынешнего года в Москве арестовали Магомедгусейна Насрутдинова. Его подозревают в мошенничестве особо крупных размерах. Насрутдинов приходится внуком герою социалистического труда, племянником экс-министру сельского хозяйства республики и сыном экс-руководителю газовой компании, которая в период 1990-х была единственной в Дагестане "дочкой" "Газпрома".
Сейчас зять Магомедгусейна Керим Гусейнов возглавляет крупное подразделение "Газпрома" ООО «Газпром трансгаз Махачкала». Эта компания обслуживает магистральные газопроводы «Моздок — Казимагомед», «Макат — Северный Кавказ» и «Кумли — Аксай». Надо сказать, что после развала СССР все газовое хозяйство в Дагестане было единым, и им управлял отец Магомедгусейна Насрутдин Насрутдинов. Потом газовую систему, как и энергосистему, «распилили» на множество мелких компании, которые появляются, исчезают, часто меняют названия. В этой связи идет полная неразбериха с платежами, а долги населения постоянно растут. На балансе компании, которую в 2002 году возглавлял Магомедгусейн Насрутдинов, находится часть муниципальных газовых сетей, и, по версии следствия, эти сети Насрутдинов выкупил дешевле рыночной стоимости.

Так или иначе, но позиции некоторых правящих альянсов пошатнулись, и на фоне их ущемления может произойти усиление других ныне правящих групп. Чтобы остановить бесконечную борьбу за распределение и перераспределение ресурсов, передел собственности, эксперты предлагают очищать и усиливать следственную часть правоохранительной системы, ведь сейчас правоохранительные органы выполняют охранные функции и зачастую охраняют элиты, а не гражданский правопорядок и интересы государства.

35400 просмотров