Намерение США продолжить финансирование в России отдельных НКО является неприкрытым вмешательством во внутренние дела РФ. Так на Смоленской площади расценили заявление официального представителя госдепартамента Виктории Нуланд о том, что США намерены продолжить финансирование в России отдельных НКО через посредников в третьих странах. По словам представителя МИД РФ Александра Лукашевича, "фактически речь идет о прямом подстрекательстве известных неправительственных и общественных структур к нарушению законодательных норм, касающихся деятельности некоммерческих организаций на территории РФ". "Иначе как циничными и провокационными нельзя назвать ремарки Нуланд, сравнившей рутинные проверки НКО с "охотой на ведьм". Нам понятны причины подобной неадекватной реакции, вызванной перекрытием каналов финансовой подпитки "дружественных" Вашингтону структур после закрытия в России представительства Агентства США по международному развитию и введения запрета на финансирование политической деятельности из-за рубежа. Сомнений быть не должно: попытки влиять извне на внутренние процессы в нашей стране и развитие гражданского общества обречены на неудачу", - отметил официальный представитель российского МИДа.
Вместе с тем и у российских правозащитников оказалось немало вопросов к инициаторам прокурорских проверок НКО. Так, член президентского Совета по правам человека Михаил Федотов задается вопросом, зачем к проверкам привлекаются представители других контрольно-надзорных органов: «Проверки проводятся с целью установления того, как НКО выполняют Закон о противодействии экстремистской деятельности. Причем здесь тогда налоговая инспекция, или пожарная инспекция, или Роспотребнадзор?» В результате одной из проверок выяснилось, например, что у НКО не было плана борьбы с крысами. «Это серьезное упущение, но никакого отношения к экстремизму не имеет, если только не предполагать, что крысы использовались в качестве средства бактериологической войны», - заявил Федотов.
Президент Путин в своем Послании федеральному собранию в прошлом году говорил о том, что необходимо прекратить ситуацию, когда для проверок важен не результат, а число проверок. «Мы как Совет при президенте, руководствуясь этими указаниями, хотели бы получить соответствующий публичный отчет от прокуратуры, которая организовывала эти проверки. Надеюсь, что такой отчет мы увидим уже в апреле и сможем его обсудить», - сказал Федотов.
По данным члена президентского Совета по правам человека Павла Чикова, проверяют в основном экологов и правозащитников: «Вряд ли на противодействие экстремизму. К заданию Генпрокуратура приложила таблицы, в которых прокуроры должны отмечать количество выявленных нарушений. Дано прямое указание, чтобы выходили на место в обязательном порядке, и в большинстве случаев прокуроры как раз являлись в офисы НКО и обязательно привлекали специалистов из других ведомств. Мы видим линейку из примерно 10 различных ведомств: там и ФСБ, и полиция, и Роспотребнадзор, и МЧС, и т. д. То есть все приходят, все интересуются, начиная от закона о персональных данных, заканчивая, как в Петербурге, прокуроры проверяли сопротивление в электрических розетках в офисе. То есть общая задача найти хотя бы какие-то нарушения».
По мнению Чикова, «прокуроров интересуют организации, которые активно занимаются формированием общественного мнения, политической деятельностью, протестными акциями, публичной критикой представителей власти, а также те организации, которые получают иностранное финансирование. Причем, это не означает, что в одной организации должно быть и то, и то. Проверяют, например, курсы французского языка. Понятное дело, что никакой политики нет, но есть иностранное финансирование, потому что эти курсы функционируют под эгидой французского правительства… Кампания должна закончиться в начале апреля. Прокуроры должны завершить проверки, дальше готовить какие-то сводные аналитические отчеты. К концу апреля, как мы рассчитываем, может быть, Генпрокуратура соизволит явиться и доложить о том, что же они там все-таки насобирали».
Какие нарушения ищут в деятельности НКО
11510 просмотров