Вестник Кавказа

Как спасти космическую и авиационную промышленность

«Получается, правы создатели фильма «Армагеддон», где наш космонавт Андропов в ушанке летает по космической станции и кувалдой устраняет недочеты», - возмущался российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, говоря о причинах августовской аварии ракеты-носителя «Протон-М». По его словам, первой причиной является то, что среди руководящего состава космической отрасли нет специалистов, имеющих опыт стратегического планирования управления производством. «Федеральное космическое агентство самоустранилось от такой важной задачи, как стимулирование спроса на внутреннем рынке на космические услуги», - считает Рогозин. Второй причиной он назвал тот факт, что слабо формируется научно-технический задел. И, наконец, третье – это мутное понимание целей космической деятельности и еще более мутное понимание условий функционирования самой отрасли.
Рогозин считает недопустимым, чтобы Роскосмос совмещал функции заказчика и производителя космических аппаратов. Именно такое слияние стало, по его мнению, одной из причин участившихся космических аварий и предопределяет низкое качество техники. Кроме того, Рогозин предложил объединить производителей космических аппаратов с авиационной отраслью.

О том, какова реальная ситуация в отрасли «Вестнику Кавказа» рассказал летчик-космонавт, Герой Советского Союза Игорь Волк.

- В чем, на ваш взгляд, основная проблема ракетно-космической отрасли?

- Суть проблемы состоит в том, что у нас отсутствует система управления как в государстве, так и в промышленности. В свое время еще Платон говорил, что должна быть сложная кибернетическая система, он, собственно и он говорил, что все должно управляться. Они спорили с Аристотелем, какая система управления лучше. Аристотель говорил – правовая, а Платон говорил – грамотный управляющий. К сожалению, Платон больше прав, чем товарищ Медведев. Если будет налажена система управления, когда будет обратная связь… У нас нет обратной связи. Нарушения есть, нарушители есть, а меры никто не принимает. Чтобы принимали, управленец должен обладать знаниями для того, чтобы показать, где неправильно, что неправильно и как исправлять этот вопрос.
Если мы хотим что-то сделать для того, чтобы прекратить окончательный развал авиационной промышленности, а следовательно и космической, нужно создать Министерство авиации. Космос вылился из авиации в свое время. Еще в Советском Союзе их отделили, было Министерство авиационной промышленности и Министерство общего машиностроения. Но тогда был порядок, что в Министерстве общего машиностроения, что в Министерстве авиационной промышленности. Поэтому деятельность и той, и той спокойно умещалась в те рамки, которые от него требовало наше правительство. Кроме того, в то время еще существовала в полную силу Российская академия наук, которая обслуживала их с точки зрения фундаментальных исследований. С моей точки зрения это оптимальная форма - не создав Министерства авиационной промышленности, мы окончательно потеряем авиационную промышленность. Хотя мы ее уже почти потеряли. У меня есть информация, что выпускников авиационных училищ не берут на работу, потому что ждут приезда гастарбайтеров, наверное, с них можно что-то «щипать».

- Сохраняется ли дружба между космонавтами на Земле после того, как они вместе побывали на орбите?

- В основном есть. Но есть люди, которые не общаются друг с другом. В Институт медико-биологических проблем огромное количество психологов, и космонавты, которые проходят подготовку и отборы, проходят эту систему. Психологи пишут заключения, что более правильно с точки зрения медиков было формировать такие-то экипажи. Однако принимают решение не медики, а совершенно другие люди. Как правило, медики бывают более правы.

- Вы бывали когда-нибудь на Кавказе?

- А как же! Я служил в Бакинском округе ПВО. Это были самые лучшие времена. Я был самым молодым и самым красивым лейтенантом в Бакинском округе ПВО. Единственное, что удивляло, особенно в первый год – я не увидел ни одного облака над Азербайджаном. Это расстроило немножко. По облакам как-то скучаешь.

 

9805 просмотров