Вестник Кавказа

Израиль делает ставку на Францию

Пётр Люкимсон, Израиль

В условиях резкого ухудшения израильско-американских отношений руководство Израиля возлагает основные надежды по торпедированию иранской ядерной программы на Францию. В связи с этим начавшемуся в воскресенье, 17 ноября, визиту президента Франции Франсуа Олланда в Израиль уделяется особое внимание.

Правда, не стоит забывать, что всего две недели назад визиту Олланда предшествовал дипломатический скандал: президент Франции сообщил, что ему не хотелось бы выступать в Кнессете, на что спикер израильского парламента Юлий Эдельштейн заявил, что намерен вообще бойкотировать визит Олланда и призвал к тому же других депутатов. Скандал разрешился после того, как Олланд согласился в понедельник, 18 ноября выступить на специальной сессии кнессета, а Эдельштейн отказался от бойкота и вместе с президентом Израиля Шимоном Пересом, премьер-министром Биньямином Нетаньяху и его супругой Саррой встречал французского лидера и его подругу Валерию Триервейлер в аэропорту Бен-Гурион.

Основная тема визита еще задолго до него была определена как развитие двусторонних отношений, и в состав французской делегации помимо министра иностранных дел Лорана Фабиуса, министра экономики и финасов Пьера Московиси (Московича) и еще ряда министров, вошли около 40 крупных французских бизнесменов, представители еврейской общины, общественных организаций Франции и 60 журналистов.

Уже в воскресенье вечером, после переговоров с президентом Пересом, Франсуа Олланд направился на встречу с Нетаньяху, после чего состоялся брифинг для журналистов. Круг интересующих обоих лидеров тем был обозначен предельно четко: экономические связи Израиля с Францией, израильско-палестинские мирные переговоры, ситуация в Сирии и, само собой, иранская ядерная угроза. Причем в центре внимания израильских журналистов оказалось заявление Олланда о том, что «Франция никогда не смирится с ядерным Ираном».

Чтобы понять, какие именно ветры дуют сегодня в Иерусалиме, стоит вспомнить события минувшей недели – как те, что широко освещались мировыми СМИ, так и другие, оставшиеся достоянием узкого круга политиков и журналистов.
К первым, безусловно, относится широко цитируемое заявление Биньямина Нетаньяху о том, что соглашение по иранской ядерной программе, к подписанию которого склоняются США и Великобритания и которое предусматривает замораживание этой программы в обмен на облегчение санкций, является "плохим соглашением и не может устроить Израиль". Не вдохновил Нетаньяху и отчет МАГАТЭ о том, что Иран замедлил процесс обогащения урана. По версии Израиля, Иран сегодня настолько близок к созданию атомной бомбы, что, заморозив на время ядерную программу, он может затем под любым предлогом разморозить ее и в течение нескольких недель стать обладателем атомной бомбы.

Значительное напряжение в отношения США и Израиля внесло заседание, на котором госсекретарь Дж. Керри попытался заручиться поддержкой будущего договора с Ираном со стороны сенаторов и конгрессменов, без санкции которых невозможна его ратификация. Как передали участники этого заседания, речь Керри носила на нем откровенно антиизраильский характер и завершилась тем, что он призвал американских законодателей «не верить тому, что говорит Израиль». Между тем, как отмечают сенаторы, сами попытки Керри обосновать необходимость подписания договора с Ираном и облегчения санкций показались ими неубедительными.

Как бы то ни было, еще никогда отношения между США и Израилем не носили открыто столь напряженный характер. Скрытые кризисы в отношениях между странами были и в период Джорджа Буша-старшего, и в период правления Билла Клинтона, но они никогда не афишировались.

Любопытно, что в минувший четверг, выражая настроения израильского руководства, находящийся с визитом в США министр экономики Израиля Нафтали Беннет заявил, что он с радостью пописал бы договор о свободной торговле с Ираном, но пока иранское руководство не отказывается от своих планов уничтожить Израиль, еврейское государство оставляет за собой право нанести превентивный удар по его ядерным объектам. Возможность такого удара обсуждалась на прошлой неделе и в военных кругах Израиля.

В то же время в Израиле понимают, что если договор с Ираном будет подписан, у него будут фактически связаны руки: ударить по Ирану будет означать пойти против всего мира и окажется чревато самыми непредсказуемыми последствиями.

В этой ситуации единственной надеждой Израиля остается Франция, руководство которой неожиданно заявило, что Иран вводит всех в заблуждение, и оно не готово поддержать готовящийся договор. В случае, если США и Великобритания поддержат договор (а Россия и Китай поддержат его безусловно), то лишь использование Францией своего права вето может предотвратить нежелательный для Израиля ход событий. Этот момент и придает визиту французского президента в Израиль то значение, о котором никто и не помышлял, когда этот визит только планировался.

«У нас нет комплекса жертв погромов, но когда кто-то угрожает нас уничтожить, мы воспринимаем это более, чем серьезно. И хотелось бы напомнить, что те, кто пытался на протяжении всей истории поднять руку на евреев, всегда плохо заканчивал!» - сказал Биньямин Нетаньяху на совместной пресс-конференции с Франсуа Олландом. Нетаньяху начал свое выступление со слов о важности сотрудничества между Израилем и Францией в области медицины, науки, образования и высоких технологий, но очень быстро перешел к иранской проблеме, вновь подчеркнув, что Израиль не приемлет готовящегося договора между Западом и Ираном.

"Господин президент, на церемонии в аэропорту имени Бен Гуриона, Вы сказали, что лучше быть в меньшинстве, но быть правым, чем в большинстве, но ошибаться. Я полностью с Вами согласен. Сделка, обсуждаемая в Женеве – плохая сделка. Я считаю, что она невыгодна и опасна. Я благодарен Вам за Вашу позицию, призывающую к ужесточению условий этой сделки, но я сильно обеспокоен тем, что она может быть заключена и в считанные минуты смягчит санкции, которые вводились годами. Кроме того, в обмен на смягчение санкций Иран не идет ни на какие уступки. Я, как и Вы, стремлюсь к мирному, дипломатическому решению проблемы. Я согласен с госсекретарем Керри в том, что лучше вовсе не достичь соглашения, чем заключить плохую сделку. Посмотрите, как иранцы воодушевлены возможностью вернуться в Женеву и подписать это соглашение. Как и ожидалось, они говорят, что не будут требовать права на обогащение урана. Им, также как и всем остальным, понятно, что это соглашение позволяет им продолжать обогащение урана. Иранцы утверждают, что и так обладают этим правом. Совершенно ясно, что такая сделка выгодна лишь Ирану и ужасна для всего остального мира. На сегодняшний день выбор стоит не между плохой сделкой и военным вмешательством. Наоборот, с каждым днем экономическое давление на Иран растет, поэтому действуя терпеливо и непреклонно можно заключить выгодную сделку. Необходимо усилить давление и добиться соглашения, которое позволит остановить иранскую ядерную программу мирным путем".

В то же время Нетаньяху довольно прозрачно намекнул в своей речи, что в случае, если Запад пойдет на сделку с Ираном, Израиль серьезно взвесит военную опцию решения иранской проблемы. «В этой ситуации я должен будут думать о том, как не допустить второго Холокоста, как мне защитить интересы нашего государства и нашего народа. У Израиля в любом случае остается право на самооборону!», - сказал Нетаньяху. Олланд в ответ пообещал не прекращать давления на Иран, но одновременно столь же прозрачно намекнул, что Франция считает военное решение проблемы неприемлемым и настаивает на продолжении дипломатических усилий.

Сегодня Олланда ждет прогулка по Старому городу Иерусалима, затем встреча с палестинским лидером Махмудом Аббасом в Рамалле, далее выступление в кнессете. Во вторник президент Франции посетит могилы жертв теракта в Тулузе, примет участие в конференции по французско-израильскому экономическому сотрудничеству и встретится в Тель-Авиве с представителями общины выходцев из Франции, число которых в Израиле в последние годы значительно возросло.

9500 просмотров