Вестник Кавказа

Иранская ядерная проблема снята на 95%

Иранская ядерная проблема снята на 95%
© Фото: Сайт президента России

Соглашение по иранской ядерной программе может быть достигнуто ровно через месяц, 24 ноября. Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что Тегеран находится "на правильном пути на переговорах с международной шестеркой посредников, признав, что "развитие экономики ИРИ зависит от улучшения отношений с внешним миром". Как заявил "Вестнику Кавказа" старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин, "многие участники переговоров группы 5+1 и Ирана говорят о том, что вполне возможно 24 ноября завершить долгую и трудную работу по формированию окончательного всеобъемлющего договора по ядерной программе Ирана. 95% этого договора согласовано. Осталось 5% технически довольно сложных моментов".

Среди нерешенных вопросов Сажин перечислил следующие: "В каких объемах допустимо обогащение Ираном урана, сколько лет будет действовать этот договор будущий, сколько лет останется под жестким контролем Иран. Есть разные цифры от 10 до 20 лет. Мне кажется, главный для Ирана вопрос это вопрос о снятии санкций, то есть каков будет алгоритм снятия санкций. Есть санкции, которые приняты Советом Безопасности ООН, значит, без СБ снимать их невозможно. Есть санкции, которые приняты совершенно отдельными государствами или группой государств – Евросоюз, США, Австралия, там много государств, которые эти односторонние санкции должны снимать самостоятельно. Например, в Америке это довольно сложный процесс, поскольку без конгресса это ничего не получится, причем конгресс не совсем поддерживает политику администрации Обамы в отношении Ирана".

Сложным, по мнению Сажина, остается вопрос, как снимать эти санкции: "Сразу снимать их, одновременно раз, подписали договор и снимаем санкции? Или же все-таки должен быть какой-то процесс? То есть сначала снимаются какие-то одни санкции, потом снимаются другие санкции и так далее. Легче ввести санкции, чем их снимать".

Но главное, думает эксперт, то, что Западом решено - Иран становится ядерной державой: "«Ядерной державой» не в том смысле, который мы вкладываем, что Иран имеет ядерное оружие, а в том смысле, что Иран может заниматься самостоятельно ядерными исследованиями и так далее, но безусловно под контролем МАГАТЭ. И мое личное мнение, главное, что должно быть в этом договоре, это гарантия того, что Иран будет выполнять требования дополнительного протокола к соглашению с МАГАТЭ. Все страны, которые в МАГАТЭ сейчас участвуют, подписали соответствующее соглашение, которое предполагает контроль со стороны МАГАТЭ всей ядерной деятельности той или другой страны. Но некоторые страны подписали еще дополнительный протокол к этому соглашению, который диктует необходимость контроля, не согласованного с властями той или иной страны. То есть, например, инспекторы МАГАТЭ или руководство МАГАТЭ говорят, что мы завтра прилетаем, будем смотреть этот объект, и эта страна должна предоставить эти возможности без всяких бюрократических и других волокит. То есть без уведомления дополнительного".

По данным Сажина, Иран подписал этот дополнительный протокол, но парламент его не ратифицировал. "Тем не менее Иран в течение двух или трех лет, до тех пор, пока президентом не стал Ахмадинежад, фактически выполнял требования дополнительного протокола без ратификации своим парламентом. Но после прихода к власти Ахмадинежада иранцы отказались его выполнять. Правда, они говорят, что он выполняет этот протокол в последние месяцы. Но необходимо, чтобы этот вопрос был зафиксирован в этом окончательном, готовящемся сейчас договоре. Главное, это четкий контроль за ядерной деятельностью Ирана. Потому что с жестким контролем сделать что-то вне МАГАТЭ практически невозможно".

Сажин полагает, что многие в Иране ждут подписания документа, но не все: "У Рухани есть оппозиция, но его сторонники все-таки каких-то прорывных решений. Любой документ, который будет выработан в конце переговоров, будет расценен Рухани как победа иранской дипломатии, как победа Ирана. Американцы и европейцы тоже заинтересованы в скором решении иранской ядерной проблемы. По моему глубокому убеждению, совершенно неважно, будет заключен 24 ноября или 24 декабря или 24 января. Самое главное, чтобы качество этого документа было отработано до мельчайших пунктов, до последней запятой, чтобы не было споров по каким-то положениям этого договора, чтобы не возникало никаких вопросов в будущем о ядерной программе Ирана, не возникало в будущем вопросов, как снимать санкции и что будет после снятия санкций. 24 ноября – политический рубеж, важный в первую очередь для администрации Рухани и для администрации Обамы. А для решения иранской ядерной проблемы, главное окончательно снять иранскую ядерную проблему с повестки дня мировой политики".

7145 просмотров