«Дипломатические и экономические санкции в отношении Ирана, направленные на предотвращение получения им ядерного оружия, не работают», - заявил на днях глава Центрального командования ВС США генерал Джеймс Мэттис. К мысли о том, что, несмотря на санкции, иранская ядерная промышленность продолжает развиваться, пришли и представители «шестерки» (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия), завершившие на прошлой неделе переговоры с иранскими дипломатами в Алма-Ате. Однако в целом алма-атинские переговоры были признаны экспертами обнадеживающими.
Как заявила «Вестнику Кавказа» заместитель исполнительного директора политологического центра «Север – Юг» Юлия Якушева, «экспертные оценки объединяет сдержанный оптимизм, который проявили эксперты и в Израиле, и в США, и в Евросоюзе, и в Казахстане, и в России. Этот сдержанный оптимизм во многом связан с позицией Ирана, который проявил необычайно гибкую позицию во время переговоров, и эта позиция даже была сверх ожиданий, которые изначально возлагались на иранскую сторону. Был ли искренен Иран, проявляя такую гибкую позицию в переговорах, или это было всего лишь частью игры? Ответ на этот вопрос неочевиден, но результат переговоров не виртуален, и он сводится к тому, что переговоры будут продолжены в ближайшее время, уже в апреле. На мой взгляд, это очень серьезный мотив для оптимизма, хотя и сдержанного».
«В конце февраля, совсем недавно, собрались эксперты, дипломаты, специалисты по ядерным технологиям. Разговор произошел очень четкий, ясный, были высказаны мнения и различные предположения того, как иранская программа может развиваться в дальнейшем, что нужно сделать для того, чтобы она всегда проходила в мирном русле, и как добиться того, чтобы были соблюдены интересы всех сторон, заинтересованных в том, чтобы она была мирной, - заявил «Вестнику Кавказа» старший научный сотрудник Аналитического центра МГИМО Леонид Гусев. - Затрагивались проблемы «шестерки» и переговоров ее с Ираном. Отмечалось, что следующие договоренности и встречи будут в Стамбуле и опять-таки в Алма-Ате в апреле этого года. Высказывались специалистами мнения о том, что до выборов президента Иран какого-то конкретного ответа на вопрос о том, как он будет развивать свою ядерную программу, не даст. Осенью, когда окончательно будет сформировано правительство, следует ожидать каких-то новых предложений и развития всего процесса».
По мнению Гусева, «важно, что именно Казахстан стал в последнее время площадкой, на которой обсуждается ядерная программа Ирана, потому что Казахстан сам во все годы своей независимости всегда заявлял о том, что выступал за запрещение вообще в любом качестве испытаний ядерного оружия, его разработки и всевозможного использования. Насколько я знаю представителей иранской стороны, они доверяют Казахстану, поэтому они и пошли на то, чтобы последние переговоры были проведены там, и следующие в апреле – тоже. Я считаю, что это все очень правильно и положительно, и я думаю, что в таком ключе все это и в дальнейшем должно развиваться. Некоторые западные представители заявляют о том, что Иран вот-вот может создать атомную бомбу. Все-таки, я думаю, нет. На данном уровне развития его ядерных технологий этого не может быть. Должно пройти 7-8 лет, чтобы была создана даже не бомба, а Иран мог подойти к ее созданию. Даже если у него будет обогащенный на 90% уран, из которого можно будет создать атомную бомбу, чтобы саму бомбу создать, тоже надо приложить очень большие усилия, и еще дополнительные технологии надо применить».