Нефть, всюду нефть. Она льется из покосившихся нефтяных вышек на людей, исчезающих в извилистых улочках, на неоготические и классические строения нефтяных магнатов прошлого, а также современные гигантские здания из стали и стекла, возведенные уже новыми правителями в Баку. Набросанные грубыми штрихами картины Алтая Садыхзаде - одни из центральных экспонатов на выставке “Fly to Baku”, открытой в “me Collectors Room” в Берлине и посвященной современному искусству Азербайджана.
Люди на картинах Садыхзаде выглядят как тени, они настраивают на мрачный лад и символизируют двойственный характер подъема в стране. Азербайджан - политически сложная, маленькая страна с большим нефтяным богатством, этакий “кавказский Дубай”. При этом ее общество находится в процессе исторического развития. Это страна, которая хочет подчеркнуть свои корни, но одновременно открыть себя заново. Об этом свидетельствует и строительный бум, который переживает Азербайджан. Алтай Садыхзаде принял участие в качестве дизайнера нового музея современного искусства в Баку. Деятели искусства последовательно занимают свое место в Азербайджане, а азербайджанское искусство с амбициями и уверенно продвигается на международном рынке.
Путь в Европу Азербайджан искал еще в 2007 году, представив собственный павильон на выставке Biennale в Венеции. В 2008 году произведения искусства из Азербайджана были представлены в Дрездене и Берлине. И все же, “Fly to Baku” первая “действительно объемная презентация” молодой сцены азербайджанского искусства на Западе, подчеркивает куратор выставки Герв Микаэлоф. Под руководством француза выставка “Fly to Baku” уже была показана в Лондоне и Париже, а последней ее остановкой после Берлина станет Москва - как планируется, весной следующего года. “Мы показываем интересную смесь из советских традиций, исторических связей и совершенно особой, новой страсти к интенсивным цветам”, говорит Микаэлоф. Несколько недель он провел, путешествуя в стране, заключенной между Ираном, Россией и Каспийским морем: “Я не испытал абсолютно никаких ограничений или цензуры”, подчеркивает Микаэлоф. Тот факт, что выставка спонсируется Фондом им. Гейдара Алиева, возглавляемым первой леди страны, никоим образом не повлиял на его работу. “Конечно, возможно, я не увидел всех художников страны, но я мог абсолютно свободно работать”, - рассказывает Микаэлоф.
Впрочем, семья президента Ильхама Алиева вовлечена в выставку не только на чисто организационном уровне. Картины дочери президента Лейлы Алиевой висят в самом начале выставочного холла. На них изображены черные чешуйчатые русалки, растрепанные существа, вырывающие из груди бьющиеся сердца - буйствующие и неистовые женщины. Другие художники изобразили нефть в чайных стаканах, матрацы с оттиском человеческих тел, изящные скульптуры из металла, фотографии бакинского быта, идиллии отдыха с социалистическим налетом в мягких пастельных цветах. Не только тематически, но и стилистически выставка крайне разнообразна, но при этом ее нельзя назвать факультативной. “Времена, когда азербайджанские художники пытались подражать Западу, уже прошли”, - говорит Микаэлоф.
Фарид Расулов - один из представителей молодого поколения. В своих настенных работах он сочетает хирургические предметы со сгнившими овощами. Дипломированный врач решил освоить профессию, которая сделает его по возможности свободным и независимым. Свою страну 27-летний Расулов описывает как место “практически безграничных возможностей”: “В данный момент там делается очень многое”. Расулов практически ничего не имеет общего с политикой (что, впрочем, характерно для всей выставки в целом). Некоторым это может показаться удивительным, ведь именно деятели искусства фактически вынуждены плотно иметь дело с общественно-политическими реалиями страны.
Фаиг Ахмед, изображающий восточные ковры в сложных скульптурах, рассказывает о визуальном наследстве и орнаментальных формах, о которых молодое поколение страны вновь стало вспоминать лишь сейчас. “Ковер - сильнейший визуальный момент в Исламе”, - рассказывает он. “Убрав” ковер со стены, и выдернув его, тем самым, из своего привычного контекста, Ахмед создал связь между древней традицией и протекающим психоделическим настоящим.
“Fly to Baku” - заслуживающая внимания, мультиперспективная выставка, которая может по праву рассматриваться в качестве сцены азербайджанского искусства в Европе. Те, кто ищут дикую экзотику, будут все же разочарованы - как и внешний вид улиц Баку, взгляд азербайджанских художников все сильнее приближается к европейской перспективе.
Fly to Baku
Tagesspiegel
14110 просмотров