В Екатерининском зале Кремля Владимир Путин провел заседание Совета при президенте по русскому языку, на котором обсуждались вопросы реализации федерального закона "О государственном языке Российской Федерации", поддержки и популяризации русского языка и литературы за рубежом. В ходе заселения доктор филологических наук, завкафедрой русского языка Воронежского государственного университета Людмила Кольцова рассказала о несостоятельности системы бакалавриата и магистратуры в подготовке филологов, о целесообразности возвращения специалитета, а также о проблеме недостаточного выделения бюджетных мест на филологическом факультете.
По ее словам, процесс ликвидации кафедр русского языка приобрел поистине угрожающие масштабы: "Этот процесс близок к своему завершению, то есть к ликвидации классического филологического образования, по крайней мере в региональных вузах страны… На 2018–2019 годы и на 2020 год цифра приема в магистратуру Воронежского государственного университета – ведущего университета Центрального Черноземья – шесть бюджетных мест, при этом группа магистров по определенным направлениям не может быть меньше 12 человек. Мне очень хотелось бы знать: как принимаются такие решения? Сокращается набор на филологические факультеты классических университетов, которые всегда отличались глубиной, фундаментальностью, широтой образования, и филологические факультеты университетов готовили тех учителей, которые были призваны готовить учителей".
"Сейчас в рамках национального проекта "Образование" создаются центры профессионального мастерства. И кто будет повышать это самое профессиональное мастерство – тоже неясно. Думаю, что со мной согласятся многие представители научно-педагогического сообщества и в том, что мертвое слово "компетенция", на котором основаны наши федеральные государственные образовательные стандарты, а сокращенно жуткое слово "ФГОС", которое без конца меняется, и непонятно, по чему это стандарты? Мы работали по стандарту 2, потом по стандарту 2+, потом по стандарту 3, потом по стандарту 3+. Теперь мы переходим на стандарт 3++. А что дальше будет? 4–, наверно.
Эта чехарда со стандартами, в которых главное слово – "компетенция", от которого в русском языке, как от мертвого слова, не образуется глагол, а образуются только ОК, ПК, ОПК и прочие всякие эти тоже непонятные аббревиатуры, за которыми скрывается пустота самая настоящая. И это понятие заменило знания, умения и навыки, потому что человек должен знать, уметь и привыкнуть работать, а не компетировать – нет такого слова в русском языке. А как говорили древние: измени название вещи, и она изменит свою сущность", - заявила Кольцова.
"Со мной согласна тоже большая часть научно-педагогического сообщества в том, что переход на двухступенчатую систему образования – бакалавриат и магистратуру – это неразумное решение для педагогических специальностей, потому что в результате неполного четырехлетнего образования мы получаем недопедобразование. И директора школ не хотят брать в школу этих недопедобразованных людей.
А с магистратурой я уже сказала, какое у нас положение дел. И мало того, в магистратуру, чтобы набрать до того количества, которое дает возможность создавать группу, мы набираем людей, не имеющих базового образования. К нам приходят физики, к нам приходят математики, к нам приходят после военных училищ. Они очень хотят изучать филологию как направление, но они совершенно не владеют ни терминологией, ни базовыми знаниями.
Поэтому возвращение специалитета в университетское образование и специальности, которая была у нас когда‑то, – филолог, преподаватель русского языка и литературы, – это насущная необходимость. Иначе некому будет выполнять те две важнейшие задачи, которые вы, Владимир Владимирович, обозначили, – это обеспечить достойный уровень знаний, грамотности и действенную поддержку русской образовательной среды за рубежом. Только московские и петербургские вузы не смогут выполнить эти задачи числом своим выпускников, потому что филологию в регионах, классическую филологию, нужно в буквальном смысле слова спасать", - заметила филолог.
"Мы даже до такого состояния дожили, что у нас не просто в школах не хватает учителей русского языка и литературы и они работают на полторы, на две ставки, с непомерной нагрузкой, но мы уже не можем в вузы найти преподавателей русского языка. Увеличивается количество иностранцев, и у нас буквально нет преподавателей, которые могли бы этих иностранных студентов обучать на достаточно высоком уровне русскому языку.
… Я – дочь учителя и мать учителя – хотела бы закончить выступление словами художественного персонажа, учителя, из замечательной повести Михаила Тарковского "Полет совы": "Я русский учитель! Я хочу, чтобы наши дети оставались в наших поселках, деревнях и городах и чтоб они любили свою землю! И чтоб главное для них было не минутная грошовая успешность, о которой без конца талдычат в нынешних школах, а потребность служить своей земле. Вот только для этого нужны знания!". И знание это дает человеку правдивое и свободное русское слово", - сказала заведующая кафедрой русского языка.
Присутствующее на встрече поддержали Людмилу Кольцову, а Владимир Путин признал, что для него выступление филолога стало полной неожиданностью: "Если в магистратуре группа полноценной считается в 12 человек, а у вас дали всего шесть бюджетных мест, то непонятно, как это можно сформировать?". Президент призвал перестать руководствоваться в этой сфере голыми схемами, а подводя итоги заседания заметил: "Я полностью поддерживаю высказанные здесь предложения о том, что русский язык должен преподаваться пять лет. Впрочем, всё гуманитарное образование должно быть пятилетним, конечно. … Как не вспоминать уже нашего замечательного пародиста Иванова, который, помните, фразу сказал: «Велик могучим русский языка». Судя по всему, к сожалению, мы, не хочется говорить, что двигаемся в этом направлении, но сигналы тревожные идут, совершенно очевидно, я согласен с теми, кто говорил об этом. Тревожные сигналы по поводу того, как развивается русский язык, какая ему оказывается поддержка или не оказывается должной поддержки, а должна оказываться. Мы обязательно по результатам сегодняшнего обсуждения подготовим проект соответствующих поручений. Уверен, что мы сегодня собрались с вами не напрасно, не зря. Надеюсь, что это будут те поручения, которые помогут, во всяком случае, будет предпринята попытка по тем направлениям, которые мы с вами обсуждали, попытка ситуацию исправить или направить в нужное русло".