Россия традиционно считается цивилизованным мостом между Западом и Востоком, но в последнее время связи с западными санкциями Москва начала наращивать товарооборот с азиатскими странами и государствами Востока. Только ли экономикой предопределен это процесс? Как полагает гендиректор МИА "Россия сегодня" Дмитрий Киселев, "Европа вводит санкции, Европа не готова понимать Россию, она не готова понимать, что произошло с Крымом, она не готова понимать, что происходит на Украине. Сила России в том, что она не только европейская страна. Европа во многом была построена усилиями титанов русской культуры - и Чайковского, и Достоевского, и Толстого, - как крупнейшими философами в системе европейского мышления".
Между тем, по мнению Киселева, одной из помех для развития России остается "чрезмерная европоцентричность нашего сознания": "Европа у нас все еще подсознательно - это всегда плюс, потому что мы как бы часть Европы, мы хотим быть европейцами. Но Европа уже другая, нет той Европы, которая безусловно хороша в российском сознании. Многие ценности, о которых по инерции все еще говорится в Европе, уже не ценны для Европы. Например, свобода слова. В России гораздо больше диапазон свободы слова, чем в Европе. У нас отчасти свобода слова шире потому, что у нас нет традиций этой свободы слова. Мы беспредельщики здесь. Русский писатель Виктор Ерофеев может говорить в телевизионном эфире, что Ленинград во время блокады нужно было сдать. Я ничего подобного не могу представить в Англии, чтобы какой-то английский писатель сказал, что Лондон нужно было бы сдать. У нас на радио Ксения Ларина может сказать, что ее от патриотизма тошнит червяками и вишневыми косточками. Ничего подобного вы не услышите в Европе, в Англии. Если взять другую сторону нашей свободы слова, вы можете услышать, скажем, от писателя Проханова абсолютно космическую высоту патриотизма, ярко образную, золоченую, глубокую, поэтичную. То есть таким языком в Европе уже никто не говорит".
Киселев считает, что "дурацкие" и "постыдные" санкции дали России шанс именно развернуться на Восток, а самое худшее, что сейчас могло бы произойти с Россией - отмена западных санкций. Свою позицию гендиректор "Россия сегодня" мотивирует тем, что "мы бы опять расслабились, мы опять бы - страшно подумать - сказали нашим производителям, которые взялись за дело, "не надо, мы сейчас купим это на Западе". Мы бы отказались от контрактов с Латинской Америкой, Турцией, Индией и многими поставщиками, которые заместили импорт из Западной Европы, второй раз они бы нам уже не поверили. Ничего хорошего нет в отмене санкций. Поэтому воспримем это как шанс".