Вестник Кавказа

Два года сирийского противостояния

Два года сирийского противостояния
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Дамаск предупредил, что может нанести удар по базам боевиков на ливанской территории, если армия Ливана не усилит охрану общей границы, через которую боевики проникают вглубь Сирии. Между тем, в конце минувшей недели официальный представитель госдепартамента США Виктория Нуланд заявила, что США обеспокоены тем, что поддержку режиму сирийского президента Башара Асада продолжает оказывать Россия. Напомним, что в феврале Евросоюз продлил на три месяца действие санкций против Сирии, где уже два года идет гражданская война. 

Комментируя для «Вестника Кавказа» последствия сирийского конфликта, директор Центра партнерства цивилизаций (МГИМО МИД РФ) Вениамин Попов назвал эскалацию сирийского кризиса "путем к катастрофе": «Вот уже два года разрушается страна. Но если продолжится это противостояние, то это будет означать, что война, во-первых, приведет к расколу Сирии, во-вторых, перельется через границы, и ни одна из стран не будет иметь иммунитета. Прежде всего, это связано с пограничными странами, то есть Ливан, Иордания, Турция, Ирак. Здесь особенно важна курдская проблема. Курдов более 30 миллионов. Живут в четырех странах. Что будет дальше, если сейчас уже практически не пускают оппозицию сирийские курды в свои районы? Просто сопротивляются. А дальше это будет влиять на турецких курдов и т. д.", - считает политолог».

По мнению Попова, если сирийские события будут иметь такое же негативное развитие, то они приведут к страшной региональной катастрофе: «Потушить потом этот пожар будет просто невозможно. Мы такую себе создаем головную боль. И вот мы все время призываем всех игроков, и прежде всего западные державы, осознать, хоть чуть-чуть подумать о том, какое будущее нам грозит. Это страшное будущее, только мрачные краски. Поэтому сейчас нужно политическое урегулирование. Вообще другого пути нет, кроме как политически решать вопрос».

Относительно влияния Ирана на сирийские события, Вениамин Попов заметил, что "часто слышит от арабских деятелей, что Иран - это не часть решения, а часть проблемы. Это не так. Без Ирана решение этих проблем невозможно. Мы говорим, что на Женеве-2 обязательно должен присутствовать региональный квартет, то есть и Турция, и Иран, и Саудовская Аравия, и Египет. Иначе не решить этих проблем, тем более, это важно будет дальше для Афганистана и т. д. Поэтому сейчас это важнейший вопрос, и если это не решить сейчас... Опять начинают какие-то условия ставить, пытаться оставить Иран за пределами этих переговоров. Это контрпродуктивно и приведет к обратным результатам".

По мнению директора Института Востоковедения РАН Виталия Наумкина, «российское общественное мнение – с разными нюансами - с негодованием относимся к тем попыткам дестабилизировать ситуацию путем вооруженной поддержки отрядов, воюющих против правительства. Мы любим эту страну, это одна из самых красивых и замечательных стран Ближнего Востока с огромным количеством памятников, где люди из разных конфессий, этнических групп жили мирно и чувствовали себя уверенно. Не наше дело судить о том, какие были недостатки в системе управления этой страной. Каждому государству можно предъявить определенные претензии, что делалось так, что делалось не так. Сегодня все там идет не так, в первую очередь из-за мощного вмешательства во внутренние дела страны и неспособности сил как внутри самой страны, так и внешних игроков договориться о том, как можно остановить сегодня эту начавшуюся фактически гражданскую войну и как добиться того, о чем договорились в Женеве - проведении национального диалога. 
Те, кто делает ставку на то, что нужно непременно свергнуть режим в Дамаске, продолжают поставлять туда оружие. В Женеве договорились о том, что будет диалог, что нужно к этому диалогу побудить стороны, о том, что должны эти стороны договариваться о каком-то переходном периоде, о тех принципах, о которых сегодня все говорят. Предпосылки к такому диалогу есть сегодня. Но к Сирии относятся, почему-то, совершенно иначе, чем к другим странам, где те же самые нарушения прав человека, о которых говорят, в гораздо большей степени имеют место. Есть и среди оппозиции люди, которые мыслят рационально, реалистично. Но они не могут овладеть ситуацией, потому что сама оппозиция остается разрозненной. Среди этих групп все больший вес приобретают экстремисты. Сирийское общество раскололось».

Говоря о сирийских беженцах, Наумкин заявил: «они же бегут не от режима, они бегут от войны. Потому что невозможно жить. Я всегда говорю это и американцам, и европейцам - в 2003 году пришли в Ирак и не смогли обеспечить безопасность гражданам Ирака, миллион беженцев в Сирию пошло, сирийцы дали убежище этим людям, в Иорданию пошли беженцы. И никто об этом как-то не вспоминал тогда, что ни американцы, ни силы НАТО не смогли обеспечить безопасность этим людям. Я уж не говорю о массовом исходе христиан из Ирака. Опять же двойные стандарты». 
14755 просмотров