Вестник Кавказа

«Cтремлюсь не делать шагов, за которые моей семье было бы неловко»

Беседовала Сусанна Петросян, Ереван
Тенденция усиления роли женщин в политике постепенно становится одним из символов нашего времени. На вопросы "Вестника Кавказа" о роли женщин в армянской политической жизни, а также о нынешней внутриполитической ситуации отвечает депутат парламента от правящей Республиканской партии Армении Маргарит Есаян. 

- Поствыборные процессы в Армении сопровождаются акциями протеста, во главе которых на этот раз встал экс-глава МИД, лидер партии "Наследие" Раффи Ованнисян. Возможно превращение этих выступлений в широкое общественно-политическое движение?

- Естественно, что после президентских выборов в обществе создалась ситуация, когда часть общества довольна итогами выборов, а другая - нет. В выборах участвовало семь кандидатов, каждый из которых имел своих сторонников. Занявший второе место по итогам выборов Ованнисян, получил намного больше голосов, чем лидер оппозиции в 2008 году. За лидера партии "Наследие" проголосовало 539 672 или 36,75% избирателей, которым казалось, что победу на выборах одержал именно их кандидат. Однако другой кандидат – действующий президент Сержа Саргсяна набрал более 800 тысяч голосов.
Хочу верить, что Раффи Ованнисян, который собирает сегодня на площади Свободы людей, осознает, что полученные им более полумиллиона голосов, отданы не за личность Ованнисяна, а против политики, проводимой властями. Цифра в 37% отражает протестное голосование граждан, недовольных социально-экономической ситуацией.
Существенную роль в направленности протестного голосования сыграл отказ от участия в выборах более известных политиков - лидеров оппозиционного Армянского национального конгресса и партии "Процветающая Армения" Левона Тер-Петросяна и Гагика Царукяна. Уверена, что, в случае выдвижения последних, эти 37% разделились бы между другими кандидатами от оппозиции.
Я не вижу перспективы удержания людей на площади, ибо не вижу логику шагов Ованнисяна. Он не говорит об использовании насильственных методов захвата власти, напротив, звучат заявления о действиях в рамках закона. Именно в рамках этой логики и подан иск в Конституционный суд с требованием признать итоги выборов недействительными. Между тем, никто из представителей "Наследия" в избирательных комиссиях не отказался поставить подпись под итоговыми протоколами с избирательных участков, не оспорили содержание протоколов и доверенные лица Ованнисяна. Поэтому нет фактов, на основании которых КС вынесет решение в пользу Ованнисяна, изначально его иск обречен.

- Насколько аргументированы заявления о необходимости проведения новых парламентских выборов?

- Не знаю никого, кто бы сегодня делал заявления о проведении внеочередных выборов, кроме Ованнисяна и других представителей партии "Наследие". Но если Ованнисян говорит о необходимости следования закону, то он должен знать, что сейчас правового основания для роспуска Национального собрания и проведения новых парламентских выборов нет. На парламентских выборах 6 мая 2012 года "Наследие" получило всего 5% голосов, сегодня же видимо и сам Ованнисян, и остальные члены партии удивлены столь высоким уровнем доверия граждан. По-моему, Ованнисян надеется, что в случае внеочередных выборов в Национальное собрание, он сохранит за собой эти 37%, но это нечестно по отношению к тем людям, которых он привел на площадь. Было бы более честно, если бы Ованнисян как кандидат, занявший на президентских выборах второе место, пришел к согласию с властями и вместо нереальных требований о роспуске парламента, попытался попробовать свои силы во власти, чтобы принять участие в сложном процессе изменения тяжелой социально-экономической ситуации.

- Протестнвые настроения, которые вылились в митинговую волну, стали проявлением дефицита доверия общества к властям? Какова сегодня главная проблема армянской власти?

- Кто бы ни был бы на месте Ованнисяна, люди все равно вышли бы на улицы, потому что их положение очень тяжелое. Если народ живет плохо, то власти имеют много проблем. Чтобы изменить жизнь людей к лучшему, власти должны повернуться лицом к проблемам граждан. Узнавать о жизни людей не из докладов и отчетов чиновников, а попытаться вникнуть в суть многочисленных проблем не должностных лиц, не олигархов, не криминальных элементов, а тех, кто живет на зарплату Республики Армения. В числе первоочередных шагов, я бы назвала открытие новых рабочих мест, повышение зарплаты, но не на 2500 драмов, как это было сделано. Необходимо восстановление социального равенства, равенства всех перед законом, что может быть достигнуто, благодаря серьезным реформам в судебно-правовой системе, испытывающей острый дефицит доверия граждан.

- Сочетание каких качеств должно создать имидж женщины-политика? 

- Политика не является монополией мужчин. Политика, да и государственные структуры выигрывают от более активного участия женщин. Сегодня в Национальном собрании работает 14 женщин-депутатов, что способствует более сдержанному отношению между оппонентами, смягчает напряженность в ходе обсуждения законопроектов, присутствие женщин создает более спокойную, положительную атмосферу.  Женщина-политик должна быть умной, хитрой в хорошем смысле, грамотной, проницательной, иметь такую моральную ценностную систему, которая не могла бы быть подвергнута какому-либо удару. Образ женщины-политика должен быть неуязвим. Она должна много видеть, но мало говорить, не быть многословной.

- В Армении продолжают считать, что политика это дело мужское. Кто из ваших коллег-депутатов чувствует себя уверенно на этом поприще?

-  К сожалению, сегодня не все женщины чувствует себя уверенно в политике. Некоторым не хватает опыта, некоторым политической информированности. 

- Насколько совместимы семья и политика? 

- Я 30 лет работала журналистом, а эта работа также отнимает много времени и отрывает от семейных забот. Сейчас для меня в плане занятости и оторванности от дома ничего не изменилось. Но в бытность журналистом я была более свободна в своих выражениях и контактах. Сейчас же я испытываю определенную скованность. Серьезная ответственность - вот что изменилось в моей жизни. Временами мои выступления или интервью в СМИ принимаются неоднозначно со стороны некоторых политических сил, и я получаю удары. Мои дети, а их у меня трое, довольно болезненно переносят нападки на меня. Я чувствую ответственность перед семьей и стремлюсь в своей депутатской деятельности проявлять сбалансированную и объективную позицию и не делать таких шагов, за которые моей семье было бы неловко.
11135 просмотров