Более половины выпускников 2018 года смогли поступить на бюджетные места в российские вузы, заявил министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков. По его данным общий прием в университеты по сравнению с 2017 годом увеличился примерно на 6 тыс. человек и составил 1,148 млн человек, это программы и бакалавривата, и магистратуры, и специалитета.
"Приняты в рамках госзадания, или как традиционно принято говорить "на бюджет", 528 тыс. человек, это плюс 12,5 тыс. к уровню прошлого года. Мы можем говорить уверенно, что вопрос доступности высшего образования сохранен, даже ситуация с показателями улучшается. Если сравнивать эти цифры с количеством выпускников 11-х классов школ, то это примерно 57%. Достаточно высокий показатель", - считает министр.
По его данным, прирост есть практически по всем формам обучения - и по бакалавриату, и по специалитету, и по магистратуре, и по очной, и по заочной.
Средний балл за Единый государственный экзамен (ЕГЭ) у поступающих в 2018 году составил 69,1. "Разрыв между приемом в рамках государственного задания и платным приемом сохраняется, и здесь нужно продумать дополнительно меры, чтобы разрыв был минимизирован. Качество образования должно иметь более-менее сопоставимые входные условия, чтобы на выходе обеспечивать равные возможности и условия трудоустройства", - заявил Котюков.
Говоря о специальностях, он заметил: "Наиболее высокий конкурс по 2018 году - "фундаментальная медицина", "экономика и управление", "сестринское дело". Это три основные специальности, хотя надо понимать, что сегодня у абитуриентов есть возможность выбрать до пяти университетов, по три направления подготовки можно в каждом. Наименьший интерес у абитуриентов вызывают направления "сельское хозяйство", "лесное и рыбное хозяйство", "музыкальное искусство", "физкультура и спорт". Там примерно по три заявления на место. Поэтому нам нужно дополнительно работать с точки зрения понимания у абитуриентов привлекательности рынка труда после завершения программы обучения - какие специальности будут востребованы и какие возможности для самореализации будут предоставлены".
"С учетом этих данных можем сказать, что количественные параметры работы системы у нас имеют позитивную динамику и качественные показатели характеризуются также позитивно", - заключил министр.
Между тем ректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов заявил, что подводя итоги приемной кампании, аналитики считали не только головные вузы и крупнейшие филиалы, как раньше, а все филиалы и все негосударственные вузы. Он напомнил, что негосударственные вузы теперь имеют государственное задание, то есть в общем работают также как и вузы государственные.
Кузьминов акцентировал внимание на том, что мониторинг не включает в себя вузы искусства и вузы силовых ведомств: "Мы сосредотачиваемся только на той части вузов, которые преимущественно принимают по ЕГЭ и результатам олимпиад. Все остальное трудно сопоставимо. Трудно сопоставить качество приема людей, которые играют на скрипке и тех, которые отбираются на актерские отделения. Мы не знаем, как их сопоставлять по профессиональному экзамену".
"Мы видим постепенный рост зачислений в доле платного приема, - признал Кузьминов. - Доля платного приема выросла за восемь лет с 25% до почти 40%".
"По группам направлений у нас есть лидеры платного приема - социально-экономические и гуманитарные. Здесь доля бюджетного приема снижается. Особенно ярко это видно по традиционной триаде экономика-менеджмент-право, где государство предприняло очень серьезные сокращения бюджетных мест - не потому, что нам не нужны юристы и экономисты, а потому что ранее только ленивый их не впускал. И Минобрнауки и Рособрнадзор предприняли серьезные усилия для того, чтобы ограничить не очень качественное образование. Но спрос остается достаточно высоким, и именно в этих двух направлениях, гуманитарном и социально-экономическом, содержится ядро платного спроса", - заметил ректор ВШЭ.
По его мнению в таких группах как математика и информатика, медицина, педагогика, технические направления достаточно равномерно представлено соотношение бюджетного и платного приема. "Ядро - это бюджетный прием, но растет платный. Очень приятно, что педагогические направления, которые очень серьезно отставали, сейчас показывают рост востребованности, что выражается в платном приеме. Наконец, есть две группы, это аграрное и естественнонаучное направление, где доля платного приема очень низка. И пока она остается достаточно невысокой", - заметил Кузьминов.