На прошлой неделе делегация азербайджанских журналистов, в составе которой был бакинский корреспондент "Вестника Кавказа" Орхан Елчуев, побывала в Армении и на оккупированных территориях Азербайджана. Визит состоялся в рамках программы обмена, организованной ОБСЕ, – аналогичная делегация армянских репортеров в те же дни приехала в Баку. В этой статье Орхан Елчуев рассказал о том, что он увидел в Ереване и в Карабахе.
Нагорно-карабахский конфликт длится уже несколько десятилетий. За это время выросло новое поколение граждан обоих государств, родившихся и всю жизнь проживших в условиях конфликта. В связи с этим возникла острая необходимость возобновления информационных контактов, и стороны, приложив большие усилия, организовали две встречи журналистов – тех людей, что формируют общественное мнение, влияя на восприятие и сам характер конфликта между Арменией и Азербайджаном.
Формат мероприятия привлекал неординарностью: группа журналистов из 3 человек с каждой стороны должна была сначала приехать в Тбилиси, а уже оттуда в Азербайджан и Армению. Программа для азербайджанских и армянских репортеров была построена зеркально и оказалась насыщенной поездками и событиями; армянская сторона сделала все, чтобы у гостей остались приятные впечатления.
Уже на границе, после пересечения грузинского КПП Садахло, стало ясно, что о безопасности не придется беспокоиться, так как ее круглосуточно обеспечивал большой отряд армянских спецслужб.
В Ереване
"Розовый город", как его называют туристы во многом из-за характерного стиля в архитектуре с обильным использованием туфа, встретил нас солнечной погодой. Ереван почти ничем не отличается от других современных столиц постсоветского пространства, за исключением одного недостатка, который бросается в глаза и человеку знающему, и любому, кто будет внимательно слушать рассказы гидов об истории города. Гиды обычно сообщают, что Ереван древнее Рима на 30 лет – но где же в нем памятники старины? В столице Армении нет исторического центра, нет ни древних зданий, ни крепостей, ни средневековых бань.
Историю города можно наблюдать по фотографиям в Голубой мечети, здании уникальной архитектуры времен тюркского Гаджарского правления. Настоятель мечети, армянский христианин Вазген сам себя именует единственным христианским муллой в мире. В стенах мечети находится книжный центр, где преподают фарси, а каждую пятницу на джума-намаз здесь собирается порядка 200 человек, в основном, выходцев из Ирана. На информационном стенде сказано, что основатель мечети Хусейналихан Гаджар был губернатором Еревана – хотя на самом деле он был одним из правителей независимого Эриванского ханства. На вопросы, кем были тюрки Гаджары, настоятель Вазген упорно повторял, что они являлись персами, поэтому и мечеть нужно считать персидской, а не тюркской.
Милая девушка-гид, которая повела нас по городу, честно призналась, что впервые видит азербайджанцев вживую. Стало ясно, что это и есть тот разрыв между народами, который образовался со сменой поколений: в условиях, когда люди ничего хорошего не слышат друг о друге, тем более не контактируют друг с другом лично, сложно найти общий язык, тем более решить глобальную политическую проблему мирным путем. В связи с этим визит был очень полезным, поскольку раскрыл много нюансов, о которых в последние годы не так много пишут или просто не замечают, рассматривая конфликт и отношения между двумя народами сквозь призму стереотипов.
Враждебные стереотипы – это одно из главных препятствий в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Примирению, не говоря о возможном урегулировании конфликта, мешают образы "противника", укоренившиеся в сознании тех людей, с которыми мы общались в Армении. Таков результат пропаганды, проводившейся ранее карабахским кланом зачинщиков конфликта Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна и продолжаемой ныне при премьере Николе Пашиняне, – она все еще сеет ненависть в обществе.
Диалог с журналистами и представителями НПО в Ереване вышел конструктивным и познавательным. Так, по словам политолога Ричарда Киракосяна, с которым мы встретились в ходе экскурсии по коньячному заводу в Ереване, о рациональной экономической выгоде в Армении говорить не приходится из-за высокого эмоционального подхода к конфликту, как он сказал, всех сторон. "Другими словами, мы еще не достигли той зрелости, чтобы рассуждать рационально. Выгоды не воспринимаются всерьез и потеряли свою ценность", - подчеркнул он.
Некоторые армянские политики и эксперты утверждают, что оккупация Карабаха есть результат конфликта цивилизаций, однако мы своими глазами могли наблюдать, что ничего подобного нет. Скорее налицо этнопсихологическая модель конфликта, когда между народами оказались разорваны моральные связи, были утрачены доверие и уверенность в безопасности, ключевые человеческие нужды коммуникации. Проблема отсутствия доверия между народами играет ключевую роль в безуспешности поиска компромиссов.
В Карабахе
Главным пунктом поездки, конечно же, стал визит в Карабах. Всего один день, но какие впечатления. Невероятные чувства настигают уже в момент, когда автобус едет через живописный Лачинский район, оккупированный войсками Армении. Глядя на простирающиеся горы Лачинского хребта, с их дурманящими запахами, видишь, как перед глазами проносятся сцены ужасающих военных действий, захвата азербайджанских земель. Вокруг царит запустение, и только ежевичные кусты растут по дороге до Ханкенди и Шуши, заполоняя не только редкие развалины, но и весь Карабах.
Хотя деревни, по рассказам армянских коллег, снабжены газом, а газовые трубы можно увидеть вдоль дорог, дома отапливаются древесиной, что можно было наблюдать по дыму, струящемуся из дымоходов крыш. Кстати, такая картина свойственна не только для Карабаха, но и для сел Армении.
Все годы оккупации население Карабаха живет в условиях приостановленной, но незавершенной войны. Важно отметить, что желание окончания войны мы увидели не столько в Армении, где об этом говорили мало, сколько у жителей Карабаха. Понятно, почему: они живут ближе к линии фронта. Множество военных на улицах Ханкенди постоянно напоминало – война совсем рядом.
Встреча с армянскими журналистами и представителями НПО, проживающими в Карабахе, была еще более конструктивной и познавательной, чем с ереванскими. Мы узнали, что у армянской общины Карабаха большие надежды на переговорный процесс – многие из них признавались, что очень хотят достичь мира. Также мы заметили высокую степень ностальгии по прошлым временам. Что поразило, так это владение почти всеми карабахцами чистым азербайджанским языком – свидетельство сохранения связей и большого ментального их сходства с остальным населением Азербайджана. А это уже основа для реального диалога.
Строить диалог между армянской и азербайджанской общинами Карабаха жизненно важно. "Есть вера в то, что эта инициатива послужит началом для человеческого диалога между людьми. Пока не будет диалога, не будет доверия, а если не будет доверия, любые политические решения будут взрывоопасны", - сказал один из журналистов, проживающих в Карабахе.
Стремление к миру и спокойствию в регионе было главным лейтмотивом нашей встречи с армянской общиной Карабаха. Было заметно, насколько армянская община Карабаха стала заложницей войны, некоторые при разговоре не могли сдержать чувств, что можно объяснить усталостью от конфликта.
Увы, политика Армении ведет к изоляции оккупированного Нагорного Карабаха от цивилизации и пребыванию в вечном социально-экономическом упадке. Дороги Карабаха пустуют. Если бы не продолжение оккупации, контролируемой армянскими властями, можно было бы увидеть, что общины способны жить в мире и согласии, как раньше.
Мы верим в то, что армянская и азербайджанская общины Нагорно-карабахского региона Азербайджана смогут вновь мирно сосуществовать в рамках международно признанных границ АР. Столетиями оба народа жили бок о бок, за это время между ними образовалось множество связей, длительное время происходил культурный обмен, создавались полиэтнические семьи. Армянская община Карабаха – это тоже часть азербайджанского народа, которой гарантированы те же права, что и всем гражданам Азербайджана.
Азербайджанская община Нагорного Карабаха готова к конструктивному диалогу с армянской общиной. Межнациональной ненависти, в реальности которой пытаются убедить людей так называемые эксперты, не существует. Жители Азербайджана, в том числе и члены обеих общин Нагорного Карабаха, как и население Армении, хотят мира.
Замкнутость Армении, удерживающей вместе с собой в блокаде Нагорный Карабах, – опасное явление для всего региона, она ведет к разрушению межнациональных отношений. Одним из проявлений этого является распространение заявлений, что азербайджанской общины Нагорного Карабаха не существует – в то время как сегодня ее численность превышает 80 тыс человек. Для борьбы с этим очень важна активизация усилий обеих общин Карабаха, столь близких друг другу по духу и ментальности.
Добавлю, что мы приехали на оккупированные территории нашего государства не только как журналисты, но, в первую очередь, как граждане Азербайджанской Республики. Из Еревана мы пропутешествовали обратно в Азербайджан, на свои родные земли, признанные азербайджанскими по всем международным документам и законам.
В связи с этим вызвало сожаление заявление лиц, называющих себя дипломатами непризнанного режима "НКР", чья работа направлена на продвижение идеи, будто захваченный Карабах и районы вокруг него не являются азербайджанскими. Они заявили, что в Баку в составе делегации армянских журналистов прибыл журналист "НКР", хотя на самом деле этот наш коллега является представителем армянской общины Карабаха. А учитывая, что во встрече с ним принимал участие представитель азербайджанской общины Карабаха, можно считать, что в эти дни состоялся первый диалог между общинами в Баку.
Подчеркнем, что Азербайджан является примером мультикультурализма и толерантности, порядка 60 национальностей, исповедующих разные религии, проживают на территории республики в мире и согласии. Армяне Азербайджана будут такой же полноправной частью нашего гражданского общества, как и другие.
В XXI веке, когда в мире происходят процессы всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции, военный фронт с окопами, где сутками военные стоят лицом к лицу к смерти – это трагедия общечеловеческого масштаба. Ненависть не может продолжаться веками. Для того, чтобы завершить войну, достичь мира, восстановить доверие между народами и вернуться к нормальной жизни, необходимо сделать еще очень многое. Журналисты могут сыграть ключевую роль в установлении доверительных отношений между людьми Армении и Азербайджана.