Впервые призыв на действительную военную службу в Армении проходит по новому порядку: призывники в присутствии родителей выбирают место службы по жеребьевке. Представители Министерства обороны поспешили заверить граждан в том, что это революционное изменение практически сведет к нулю коррупционные риски.
Однако основываться на заверениях представителей этого ведомства было бы крайне наивно. Несмотря на интерес в обществе к новой системе призыва, эксперты и правозащитники сохраняют молчание – нужно время, хотя бы несколько призывов, чтобы понять, играет ли выбор службы призывника по жеребьевке существенную роль в сокращении коррупции.
Любая армия - зеркальное отображение общества, и не может быть так, чтобы в обществе был высокий уровень коррупции, а в армии он вдруг был бы низким. При этом коррупционные скандалы один за другим сотрясают Армению. А армия остается закрытой структурой и не представляется возможным понять реальную картину происходящего там. Так, несмотря на многочисленные заверения министра обороны и других официальных лиц относительно повышенного внимания к здоровью призывников, трудно делать какие-то выводы, поскольку нет никаких открытых данных как о состоянии здоровья военнослужащих. Даже парламентская комиссия по обороне и безопасности не получает сведений должного уровня.
Однако в отсутствии необходимых сведений о ситуации в армии и в отсутствии реального контроля над этим институтом виноваты не только государственные органы, но и общество. Представители НПО, которые получают западные гранты, используют трибуну, чтобы представить в негативном свете Советскую армию, а также доказать несостоятельность призывной армии. Некоторые правозащитники, эксперты и СМИ указывают на необходимость перехода от призывной к контрактной армии, считая это панацеей от всех бед.
Контрактная армия существует в государствах двух типов: либо очень богатых и демократических, либо в очень бедных и тоталитарных, как некоторые страны Африки. В тоже время опыт армии США показывает, что даже имея контрактную армию, нельзя избежать таких проблем как небоевые потери или неуставные отношения. "Главным критерием для оценки армии должно быть не то, является ли она контрактной или призывной, а то, является она боеспособной или нет. Опыт показывает, что боеспособной может быть и контрактная, и призывная, и комплектуемая на смешанной основе армия",- считает политический обозреватель аналитического центра "Ноян Тапан" Давид Петросян.
Отсутствие экспертной оценки высокого уровня относительно ситуации в армии, как например, в Израиле, стало характерной чертой не только для Армении. Однако наряду с указанными недостатками, есть и положительные сдвиги. Так, сократилось число небоевых потерь в армянской армии, которое впрочем, по-прежнему остается непозволительно высоким (2012 год – 38 случаев, 2013 год- 23 случая). Говорят также о высоком уровне выполнения плана призыва. Мобилизационное управление в Минобороны находится в контакте с правоохранительными органами, а также с госструктурами других стран и прежде всего России, куда направляется основной поток мигрантов из Армении. Налажен призыв и прохождение военной службы в Армении юношей, вывезенных родителями в детстве в Россию и другие страны.
Однако очевидно, что для сокращения имеющихся в армии и вообще в силовых структурах недостатков необходимо осуществление действенного, а не формального парламентского контроля.