История бакинской нефтяной промышленности -37

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

На протяжении долгих лет для советских нефтяников одной из актуальных оставалась задача утилизации попутного газа, выбрасываемого в атмосферу. Американцы решили эту проблему, и партнером ассоциации «Даниз» (Море) выступила хьюстонская фирма «Истерн кредит лимитед ИНК». В качестве первого шага строились планы утилизации попутного газа. Количество этого сырья доходило до 1,5 млрд куб. м. На первоначальном этапе планировалось получать из него газовый бензин, пользующийся спросом на мировом рынке.

Второй большой задачей ассоциации «Даниз» стала разработка технико-экономического обоснования на демонтаже морских гидротехнических сооружений, срок эксплуатации которых истек. Отечественная технология была не в состоянии решить эту задачу; велись активные переговоры для привлечения к этой работе западных фирм.

Третья важная задача, поставленная правительством перед ассоциацией «Даниз», касалась повышения ежегодно снижающегося уровня добычи нефти на действующих скважинах. Сокращение добычи на используемых скважинах и выход из строя скважин с запасом нефти из-за отсутствия необходимого оборудования и технологий наблюдались и по всей стране, и в Азербайджане. В последней пятилетке в производственном объединении «Азнефть» уменьшилась добыча нефти на 1 млн тонн и газа – на 334 млн куб. м. Действующий фонд скважин сократился на 329 единиц. Превращение в груду металлолома прежде действовавших буровых обернулось невыполнением «Азнефтью» плана 1990 г. Оно составило свыше 476 тыс. тонн нефти.

Решить задачу повышения уровня добычи нефти на действующих скважинах было возможно только посредством новейшей техники и технологии, которыми советские нефтяники не располагали. Многие разведочные скважины вообще не использовались из-за отсутствия подводного эксплуатационного оборудования. Было достигнуто соглашение, что зарубежные фирмы обязуются поставлять необходимое оборудование в обмен на добытую ими нефть. Отсюда можно сделать вывод о возможности привлечения к добыче нефти зарубежных нефтяных компаний еще в 1990 г. Велись также переговоры об использовании судов Каспийского пароходства для транспортировки грузов западных компаний, что дало бы дополнительные поступления валюты в республику. Суда планировалось использовать в двух направлениях. Первое – транспортировка продукции ассоциации до западных потребителей. Второе – сдача в аренду зарубежным компаниям морского транспорта ассоциации «Даниз». Этому способствовали выгодные предложения об аренде от американских, английских и турецких компаний. Компании гарантировали ассоциации оплату в свободно конвертируемой валюте. Переговоры об аренде проводились с турецкой компанией «Балис» и с английской фирмой «Ленчи».

Решение о национализации Каспийского пароходства, принятое Кабинетом министров Азербайджанской Республики, создавало благоприятные условия для свободной деятельности соответствующих ведомств и гарантировало освоение исключительно Азербайджанской Республикой полученных валютных доходов от использования морских судов. Национализация пароходства повышала заинтересованность республиканских властей в договоре. В систему Каспийского пароходства входили торговый флот (танкеры и сухогрузы), четыре судостроительных завода, Бакинский порт, десятки береговых обслуживающих предприятий, сотни жилых домов, больницы, поликлиники, детские сады. По существу, к осени 1991 г. Каспийское пароходство было одной из немногих организаций, являвшихся источником поступления валюты. Стоимость этого гиганта доходила до 1 млрд руб. Международным нефтяным компаниям был интересен азербайджанский сектор Каспия также по причине существовавшей в этой части моря инфраструктуры и многолетнего опыта азербайджанских нефтяников по добыче нефти с глубины моря. С конца 1960-х гг. осуществлялся переход к эксплуатации плавучих буровых сооружений и буровых кораблей при разведке и разведочном бурении. Давним предшественником современных плавучих буровых и передвижных платформ были спаренные киржимы. Еще до Великой Отечественной войны с их бортов начали бурить нефтяные скважины на море. Возможности их были ограничены: бурение возможно было только на мелководье в дни, когда не было ветра и волн. Бригадам, работавшим на киржимах, редко сопутствовала удача. Для советских плавучих буровых сооружений оптимальная глубина моря была 140 м. Шторма поздней осени и холодной зимы не были опасны для этих установок. До 1990 г. на балансе «Каспморнефтегазпрома» имелись 7 самоподъемных и 5 полупогруженных плавучих буровых установок, предназначенных для бурения скважин на глубине от 76 до 6000 м. Они бурили скважины не только на азербайджанском берегу Каспия, но и в восточной части Каспийского моря, в частности в туркменском секторе.

Благодаря эксплуатации плавучих буровых установок в других секторах Каспия «Каспморнефтегазпром» располагал большими доходами. В августе 1990 г. был заключен контракт между этой организацией и Национальной иранской нефтяной компанией по использованию установки «Хазар1», которая первой пошла на поиски нефти в иранском шельфе. К декабрю 1990 г. на ней бурили скважину на отметке 4240 м, но расстояние до проектной глубины (6 тыс. м) было еще немалым.
12685 просмотров

Видео






Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.