Деловой журнал «Секрет фирмы» составил рейтинг ТОП-100 лучших городов России. В рейтинге принимали участие 164 российских муниципальных округа с населением более ста тысяч человек, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Составители оценивали занятость населения, число врачей, детских садов, зарегистрированных преступлений; работу транспорта, качество дорог, услуги связи; обеспеченность жильем, а также «индекс богатства» и «индекс финансовой эффективности». Лидируют в списке лучших городов Химки, Краснодар и Калининград. Из северокавказских в рейтинг попали только Ставрополь (10 место), Пятигорск (38 место), Черкесск (61 место) и Нальчик (91 место).
Повысить эффективность работы местных властей, причем не только муниципальных, да и просто сделать жизнь людей на Северном Кавказе лучше, по идее, должны меры, предпринимаемые сегодня федеральной властью для привлечения в регион инвестиций. Главной сферой для инвесторов сегодня считается туризм. Сейчас в СКФО образовали семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Для управления ими создали компанию «Курорты Северного Кавказа» с уставным капиталом в 5,35 млрд рублей, причем в этом году в бюджете предусмотрели докапитализацию уставного капитала на сумму 12 млрд рублей. Общий же капитал компании на реализацию проекта должен составить 60 миллиардов. В кофе прошлого года федеральные власти внесли изменения в закон «Об особых экономических зонах», предусматривающие предоставление дополнительных налоговых преференций резидентам особых экономических зон. Речь идет об упрощения миграционного режима для иностранных граждан, привлекаемых для работ по созданию курортов.
Между тем, похоже, до последнего времени упрощение миграционных правил оставалось одной из самых сложных проблем. «Это такая притча во языцех, - вопрошал премьер Медведев, еще будучи президентом. - Каждый раз, когда мы обсуждаем и туристические проблемы, и проблемы в целом в развитии инновационной деятельности, создании благоприятного инвестиционного климата в нашей стране, все время упоминаются так называемые миграционные правила. Есть у нас понимание того, что необходимо сделать сейчас?»
Как говорит президентский полпред в СКФО Александр Хлопонин, «сегодня работаем непосредственно с инвесторами, которые как раз определяют уровень, критерии специалистов и сроки их нахождения, непосредственно пребывания для реализации этих объектов. Наши данные и предложения подготовлены, и законом они определены. Честно могу сказать, я не вижу на сегодняшний день улучшения проблем. Мы с инвесторами говорили непосредственно, которые как раз и являются теми людьми, которые приглашают тех специалистов».
Между тем сегодня обсуждается инициатива замены льгот по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды на субсидированные процентные ставки по кредитам. Кроме того, речь идет о предоставлении специальных госгарантий по кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов в СКФО - до 70% от суммы кредита. Практика порядка реализации таких гарантий показала, что есть необходимость их совершенствования. Хлопонин хочет, чтобы практика предоставления таких гарантий была распределена на все виды инвестиционных проектов, включая и те проекты, которые непосредственно будут реализовываться в особых экономических зонах, для инвесторов, которые будут, соответственно, резидентами этих особых экономических зон. Пока же госгарантии по этому порядку не распространяются на инвестиционные проекты туркластера.
Тем не менее, и российские и зарубежные инвесторы постепенно подключаются к северокавказскому туркластеру. «Курорты Северного Кавказа» заключили соглашения с инвесторами из Франции, Кореи, Сингапура на 3,3 млрд дол. и с российскими инвесторами на 77 млрд рублей. В конце прошлого года «КСК» пописали соглашение с французским госхолдингом Caiss des Depots et Consignations о создании совместного российско-французского предприятия, в соответствии с которым в развитие туристического кластера предусмотрено привлечение инвестиций до миллиарда евро. Создано российско-французское совместное предприятие «Международное развитие Кавказа» с уставным капиталом 10 млн евро (вклад российской стороны 51%).
К весне этого года «КСК» вместе с двумя южнокорейскими компаниями создали российско-корейское совместное предприятие для сотрудничества в сфере энергетического обеспечения курортов туркластера с уставным капиталом миллион долларов (там доли распределены пропорционально, 50 на 50).
Сейчас «КСК» вместе с французскими экспертами готовит детальный бизнес-план проекта туркластера. В результате будет представлена конкретная линейка инвестиционных продуктов, в рамках которой предполагается выделить объекты для крупных инвесторов, а также для представителей малого и среднего бизнеса. «то очень важно, потому что мы должны понимать, что если мы развиваем тот или иной курорт, то какого уровня, какой звездности, по каким критериям должны развиваться объекты на территории того или иного нашего курорта, - считает Хлопонин. - В ближайшее время «Курортами Северного Кавказа» совместно с совместным предприятием «Международное развитие Кавказа» будет проведена масштабная презентация проектов, так называемое роуд-шоу, для широкого круга международных инвесторов. Мы будем видеть уже живой продукт, который можем предлагать инвесторам для непосредственной реализации».
Злободневным вопросом остается обеспечение транспортной доступности курортов Северного Кавказа. Сейчас уже реконструировали международный аэропорт «Минеральные воды», построили взлетно-посадочную полосу для любых типов воздушных судов, включая грузовые. Это позволило привлечь на территорию аэропорта крупнейших российских авиаперевозчиков «Аэрофлот», «S-7», «UTair», «Трансаэро». В итоге цены на билеты снизились на 50–60%, что позволило на 20% увеличить пассажиропоток. Если в 2010 году он не превышал 800 тыс. пассажиров в год, то уже за 2011 год - составил около миллиона пассажиров. За счет целевой программы развития транспортной системы России предусмотрена реконструкция сети федеральных автодорог и модернизация аэропортов Северного Кавказа. Через год должны перестроить махачкалинский аэропорт, через два - владикавказский. Потом займутся реконструкцией аэропортов Краснодара, Майкопа, Нальчика и Беслана.
Обеспечением северокавказских курортов объектами инженерной инфраструктуры (газопроводы, сети электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистка сточных вод) в рамках федеральных целевых и инвестиционных программ занимаются естественные монополии - «Газпром», МРСК, ФСК, «РусГидро». Но, по мнению Александра Хлопонина, их работы недостаточно, чтобы обеспечить всю инфраструктуру курортов Северного Кавказа.
Но главной проблемой, конечно, остается обеспечение безопасности курортов – без чего инвесторы на Северный Кавказ не придут. Сейчас на базе северокавказского регионального центра МЧС в Пятигорске создают единый центр мониторинга за состоянием и обеспечением правопорядка на объектах туркластера. В 15 городах СКФО, Краснодарского края и Адыгеи развернули сегменты аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» - установили 2800 камер видеонаблюдения, но этого, очевидно, недостаточно.
Четыре города СКФО в списке лучших
20990 просмотров