День сатиры и юмора, отмечаемый 1 апреля, стал одним из тех знаменательных праздников, которые перекочевали из советского в армянский календарь. Армяне гордятся богатыми традициями юмора и сатиры, тонкой и смелой карикатуры, которые восходят еще к средневековому карнавалу, основанному на принципах критики, гротеска и высмеивания.
"Армянский карнавал "барикендан" (в переводе с армянского - масленица) проходил перед постом и также как все карнавалы того времени был нацелен на критику и высмеивание существующего строя, правителей, которые отдавали приказы о пленении армянских женщин, разрушении христианских храмов. Один из распространенных видов карнавала назывался "Хан-паша". Он высмеивал арабских, персидских или турецких завоевателей, под игом которых находилась в разное время Армения",- говорит член-корреспондент Национальной академии наук Армении, этнограф Левон Абрамян.
Если говорить об отдельных направлениях, то стоит особо остановиться на армянских карикатуристах, работы которых получили многочисленные награды и признание на конкурсах в Китае, Бельгии, Украине и других странах.
Для армянской карикатуры характерна политизированность. Традиции армянской карикатуры восходят к концу XIX - началу XX веков. Армянские сатирические журналы публиковались как в Османской Турции, так и в Российской империи. В историю сатиры и юмора вошли имена армянских комедийных актеров и клоунов Мгера Мкртчян и Леонида Енгибарова, фокусников Арутюна и Амаяка Акопянов.
Заметную роль в укреплении имиджа Армении как страны, где любят и ценят юмор, сыграл КВН. У армян долгие годы были хорошие команды - Ереванского политехнического института, Ереванского медицинского института, команда "Новые армяне".
Известность приобрели и армянские анекдоты из серии "Полоз Мукуч", объединившей анекдоты о гюмрийском враче Мукуче, серия анекдотов о Вартанике, армянском аналоге русского непутевого Вовочки и конечно, серия анекдотов "Вопросы и ответы Армянского радио". Эти анекдоты, отличающиеся острой сатирой, стали своеобразной формой протеста против советского строя. Острые приколы, относящиеся к советским порядкам и руководству, нашли оказались духовно близки, что называется любому советскому человеку:
- Правда ли, что сначала был хаос и лишь затем Бог создал мир?
- Нет, сначала был мир и лишь затем большевики создали хаос.
- Каково кредо советской власти?
- "Битье" определяет сознание".
- Является ли коммунизм научным учением?
- Нет, научные учения сначала проверяют на животных.
- Что такое социалистическое соревнование?
- Это соревнование между социалистической и нервной системами.
- Сколько чувств имеет человек?
- Пять. У советских людей развилось и шестое - чувство глубокого удовлетворения.
Сегодня анекдоты из серии армянского радио не столь популярны и актуальны, но они сыграли существенную роль в развитии национального юмора, который всегда был частью национального восприятия действительности и отношения к ней.
Много шутников живет и в Ереване, и в Эчмиадзине, и в Абовяне, и на побережье озера Севан, но "пальма первенства" принадлежит второму городу Армении - Гюмри. Гюмрийцы отличаются несколько грубоватым, но совершенно неподражаемым и колоритным чувством юмора, на острие критики этих шутников оказываются и политики, и жители других областей и городов Армении. Особенно ревностно гюмрийцы относятся к ереванцам: "Да покарает Бог того, кто назовет человеком ереванца, автомобилем - "Запорожец" и мамой тещу",- смеются гюмрийские шутники.
К сожалению, в стране, славящейся богатыми традициями юмора и сатиры, нет памятника ни героям юмористических произведений, ни их авторам. Только зарубежные журналисты, приехав в Ереван, идут к Дому радио и делают фотоснимки или видеозаписи, видимо, считая Дом радио очагом, где создавались знаменитые анекдоты.
Армянские традиции юмора и сатиры
Сусанна Петросян, Ереван
39850 просмотров