Резкое обострение ситуации в Кабардино-Балкарии, где в течение нескольких дней была совершена целая серия преступлений, заставило власти ввести там режим контртеррористической операции. Силовики уверены, что расстрел туристов в Баксанском районе, подрыв подвесной канатной дороги, убийство главы администрации Рамазана Фриева в пригороде Нальчика направлены на деморализацию населения, сковывание деятельности властных и правоохранительных структур, нанесение ущерба экономике республики.
Комментируя убийство 18 февраля московских горнолыжников, глава КБР Арсен Каноков напомнил, что «это уже не первое нападение на совершенно непричастных ни к силовым ведомствам, ни к органам власти людей в нашей республике. Кроме того, на этот раз погибли люди, приехавшие на отдых, были убиты наши гости. Это не просто зверское преступление, это еще и плевок в лицо всему народу Кабардино-Балкарии, для которого принципы гостеприимства - один из краеугольных камней культуры и жизненного уклада».
На следующий день в Приэльбрусье приехал полпред президента в СКФО Александр Хлопонин и задался риторическим вопросом: «Как мы допустили, что в такой прекрасно и традиционно гостеприимной республике приходится вводить режим КТО и ставить солдат вдоль трассы, ведущей на курорты? Давайте вспомним, как мы все в студенческие годы мечтали покататься на лыжах в Приэльбрусье. Нам нельзя терять этот имидж… Мы должны сделать все возможное для безопасности людей. Придется сделать паузу и на время КТО прекратить прием прибывающих на курорты туристов… У наших народов всегда действовали принципы гостеприимства, толерантности, уважения к старшим. Этому и нужно учить молодежь. Какая еще идеология нужна?..»
А еще через день президент Медведев впервые лично провел во Владикавказе заседание Национального антитеррористического комитета, на котором вернулся к вопросам, озвученным прошлой весной на совещании по антитеррору в Дагестане. Их было несколько, и сегодня своей актуальности ни один из них не потерял.
Во-первых, речь шла об укреплении на Кавказе правоохранительной и силовой составляющей - МВД, ФСБ, о защите судей. Теперь на Северном Кавказе идет усиление группировки МВД сил, появились отдельные специализированные формирования. Приняты законы, направленные на обеспечение независимого судопроизводства по делам о терроризме, чтобы исключить случаи воздействия или запугивания судей и присяжных заседателей. «Хотел бы, чтобы администрация президента вместе с представителями правоохранительных структур с привлечением юридической общественности рассмотрела вопрос о дополнительных мерах по обеспечению проведения судебных процессов, включая более эффективные модели переноса судебных процессов за пределы регионов, где совершены преступления. А также о возможности содержания под стражей вне мест совершения соответствующих преступлений для того, чтобы исключить фактор влияния преступников на тех, кто осуществляет правосудие, включая присяжных заседателей, свидетелей, потерпевших, и для того, чтобы блокировать иные преступные попытки», - заявил президент.
Во-вторых, год назад речь шла о нанесении ударов по террористам, уничтожении непримиримых. С тех пор было уничтожено 332 бандита, из них более 40 – главари бандформирований. Сейчас речь не идет только об акциях возмездия террористам, а о превентивных акциях.
В-третьих, в апреле в Дагестане говорилось о помощи тем, кто порвал с бандитами. Здесь многое зависит от реализации социально-экономических программ, а это прямая ответственность федерального правительства и глав субъектов СКФО. «Развитие пошло, реализуются и федеральные программы, и региональные программы, появляются и новые производства, чего, кстати, не было на протяжении длительного времени, создаются и новые рабочие места, начала меняться ситуация в Дагестане, что отрадно, запущены новые экономические проекты, - заявил Медведев. - Только создание новых рабочих мест может дать надежду молодежи, которая работы не имеет и которую сначала вербуют, а потом зомбируют экстремисты».
В-четвертых, актуальным остается вопрос укрепления нравственности и духовной составляющей. Помощь религиозным лидерам – важнейшая тема. Веками ислам развивался в России как одна из традиционных конфессий, а вбросы экстремизма и радикальных течений появились совсем недавно, и они крайне опасны. Этим прежде всего должны заниматься проповедники, потому что это проблема всей мусульманской уммы.
Между тем, по словам, директора ФСБ Александра Бортникова, «на территории большинства субъектов Федерации выполняется не более половины мероприятий, предусмотренных региональными программами противодействия терроризму и экстремизму и профилактики правонарушений. Причины невыполнения связаны, как правило, с недофинансированием правительствами субъектов РФ программных мероприятий… Главная цель программы – снижение уровня радикализации населения, устранение предпосылок к распространению террористической и экстремистской идеологии. Центральная роль в этом вопросе отводится информационно-разъяснительной работе с населением, прежде всего с так называемыми группами риска». По словам Бортникова, к работе надо шире привлекать СМИ, психологов, неформальных лидеров общественных и религиозных организаций, и хотя такое поручении было дано антитеррористическим комиссиям еще в 2009 году, информационное воздействие этих мер редко достигает цели.
На необходимость работы с населением указывает и глава Кабардино-Балкарии: «Необходимо сбить апатию и безразличие населения, люди должны быть на стороне власти. Пока мы не сплотимся, мало что изменится». По его данным бандподполье наиболее активно проявляет себя в Эльбрусском и Баксанском районах, частично в Нальчике, а это самые динамично развивающиеся территории республики. 30-40% финансирования по федеральным целевым программам поступают именно в Эльбрусский район - там построены две и в процессе возведения третья очередь современных канатных дорог… Мы должны приложить все усилия, чтобы защитить туристов, обеспечить им безопасность во время отдыха и не ставить под угрозу масштабные планы».
А планы действительно масштабные. Минувшей осенью премьер Владимир Путин подписал постановление о строительстве пяти горнолыжных курортов в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Адыгее, на которые из федерального бюджета выделено 60 млрд рублей. Тогда же, чтобы управлять строительством туристического кластера, было принято решение создать компанию «Курорты Северного Кавказа», возглавил которую вице-президент Олимпийского комитета Ахмед Билалов. Компания должна заниматься развитием инфраструктуры и привлечением инвесторов, что после событий в Кабардино-Балкарии станет еще более проблематично.
Курорты Северного Кавказа под угрозой
20790 просмотров