Вестник Кавказа

Олимпийская семиотика

В поиске инновационных идей для Олимпиады-2014 организаторы Игр вновь обратилась к интернету, пригласив всех желающих принять участие в создании олимпийского талисмана. Впервые в истории олимпийского движения талисман игр будет выбран всенародным голосованием, его представят ровно за три года до игр в Сочи - 7 февраля 2011 года. Два месяца назад начался Всероссийский конкурс идей талисманов. Чтобы сориентировать желающих принять в нем участие, было объявлено, что талисман должен стать отражением духа времени и олицетворением ярких человеческих эмоций, посланием будущим поколениям. «Чтобы в 2014 году провести лучшие в мире Игры, оставить самые яркие впечатления о себе, нам нужен особый герой. Такой, который раскроет миру характер русской души, представит современную Россию и станет символом нашего гостеприимства и радушия», - говорится на сайте talisman.sochi2014.ru, где талисман можно нарисовать сразу в графическом редакторе.

Конкурс проводится в двух номинациях: «Олимпийский талисман» — символ XXII Олимпийских зимних игр, и «Паралимпийский талисман» — символ XI Паралимпийских зимних игр. Принять участие в конкурсе может каждый гражданин РФ, а так же иностранные граждане и лица без гражданства. Чтобы стать участником конкурса, надо до 5 декабря этого года отправить в оргкомитет олимпиады заполненную анкету и творческую работу, в которой должно содержаться изображение талисмана - работа может быть выполнена как в цветном, так и в черно-белом изображении, в любой технике, включая компьютерную графику.

Теоретически талисманом может быть любой существующий или вымышленный, одушевленный или неодушевленный предмет, но удовлетворяющий четырем условиям. Во-первых, он должен как-то способствовать продвижению олимпийских идеалов. Во-вторых, быть отражением национальных и культурных особенностей России и духа времени. В-третьих, во время и после проведения игр он обязан каким-то образом символизировать для мировой общественности образ России и ее национальный характер. И, наконец, талисману положено вызывать позитивные эмоции, быть интересным и оригинальным.

На сайте талисманов выложено уже немало работ, в большинстве своем олицетворяющих семиотику душевных болезней общества. Наряду с многочисленными дедами морозами, морскими звездами, слонами, мамонтами, лисами белками, дельфинами и зайцами, там попадаются такие герои как Страз-алмаз, Леденяшки, некий Чувак и вымышленный персонаж вымышленной сказки Палыч. Часто художники зачем-то пытаются объяснить свое решение создать ту или иную работу кратким описанием.
Конкурсант, убежденный в том, что символом Олимпиада должна быть курица, мотивирует свое творчество так: «Курочка Ряба - распространенное название в восточнославянской фольклорной традиции».
Сторонник волчьего талисмана напоминает: «Волк — очень сильный, подвижный зверь. Весь внешний облик этого зверя свидетельствует о его мощи и отличной приспособленности к неутомимому бегу».
Романтично настроенный создатель Магнолии пишет: «Зимняя олимпиада – белая магнолия. Город славиться цветами. В перевернутом виде цветок похож на лыжные трассы. Надпись «Сочи-2014» состоит из спортивного инвентаря зимних видов спорта».
Человек, нарисовавший снеговика, требует: «Пусть он веселит народ, а народ будет лепить Олимпийских Снеговиков из миллионов снежинок».
Автор талисмана-соболенка дает развернутую справку: «Зверек шустрый, гордый, грациозный и отважный. Одно из красивейших животных России, но ценится во всем мире за свой мех, называемый мягким золотом. Несмотря на свой свободный нрав, соболь достаточно дружелюбен и уже давно вошел в наши дома как любимый питомец».
Изобразивший Конька-Горбунка в цветах российского флага утверждает: «Он выше всех, дальше всех, лучше всех! С ним всегда победы и достижения».
Среди работ есть также Кубик льда Иван. «Он больше всего любит играть в хоккей, поэтому у него есть клюшка и коньки. В левой руке он держит небольшую модель земли, символизирующую, что Олимпийские игры объединяют весь мир», - пишет родитель Ивана.
Скреативил и автор Змея Горыныча. Его талисман держит в лапах олимпийский огонь в огромной сосульке. На каждой голове тоже горит огонь. На груди медаль в форме ракушки. Головы символизируют общий девиз спортивных соревнований - сильнее, дальше быстрее…

Что же касается художественных достоинств представленных работ, то творчество большинства участников конкурса особо не считается с конвенциями правдоподобия, живописной перспективы и условных масштабов, не признает разграничения реального и фантастического. Возможно, за оставшееся до финала время народ изобретет что-то более удобоваримое. Финалисты конкурса будут определены до 15 декабря этого года экспертным советом, состоящим из режиссеров-аниматоров, художников, деятелей культуры, профессиональных маркетологов, спортсменов. Определение победителя конкурса состоится 7 февраля 2011 года путем всенародного sms- и телефонного голосования. Результаты голосования будут объявлены в прямом эфире.

Привлекают народ к творчеству и партнеры Олимпиады. РЖД предлагали пассажирам поездов «Сапсан», следующим по направлениям «Москва – Санкт-Петербург - Москва» и «Москва - Нижний Новгород – Москва», прямо во время поездки изобразить свою идею талисманов. Во время работы Международного инвестиционного форума «Сочи-2010» бортпроводники «Аэрофлота» на рейсах «Москва – Сочи – Москва» предлагали пассажирам заполнить заявки на участие в конкурсе на борту самолета. Сейчас бланки-анкеты распространяют в магазинах BOSCO Sport, дилерских центрах компаний, входящих в состав «Фольксваген Груп Рус», и в офисах продаж компании «МегаФон».

Победители конкурса получат сертификаты на получение двух билетов на открытие Игр. При этом организаторы оговариваются, что представляя работу для участия в конкурсе, участник передает оргкомитету все исключительные права на нее в полном объеме без каких-либо изъятий и ограничений, а также дает разрешение на обнародование и анонимное использование творческой работы организатором конкурса. Зато BOSCO Sport подарит победителю конкурса куртку, толстовку, шапку, шарф, перчатки и сумку, а «Мегафон» - нетбук.
17400 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября