Вестник Кавказа

Дороги Чечни

Тимур Уцаев, Грозный
По данным Росавтодора, который провел мониторинг состояния дорожного покрытия в 87 субъектах России, Чечня находится на 84 месте по качеству дорог. В 2007 году 91% ее дорог не соответствовали нормативным требованиям. На их состояние в первую очередь повлияли две военные кампании и тяжелая военная техника, которая интенсивно передвигалась по дорогам. Практически полностью была разрушена дорожно-транспортная сеть Грозного, особенно сильно пострадала центральная часть города. Все послевоенные годы власти решали проблемы с парком и производственной базой автодорожников, обновление которых не велось практически с середины 1990-х.

2007 год автодорожники называют переломным - если до тех пор финансирование всех работ велось по остаточному принципу, то три года назад деятельность подразделений Минавтодора в Чечне заметно активизировалась. Впервые серьезный объем работ (на 2,8 млрд рублей) был выполнен в 2008 году – было сделано столько же, сколько за предыдущие семь лет. За позапрошлый и прошлый годы было введено в эксплуатацию 26 мостов, 244 км дорог, 10 производственных баз дорожной отрасли, 4 базы стройиндустрии, а также два асфальтобетонных завода немецкого производства.

Основным источником финансирования работ в дорожной отрасли стала федеральная целевая Программа социально-экономического развития ЧР на 2008-2011 годы. Как рассказал ВК руководитель министерства автомобильных дорог Абубакар Тумхаджиев, программа предусматривает прирост автомобильных дорог республики с асфальтобетонным покрытием на 393 км, а также ввод 34 мостов. Но все проблемы этим не решить. На балансе Минавтодора 3011 км дорог и 198 мостов. «Хотя в предыдущие годы мы выполнили большой объем работ, сегодня 80 процентов дорог у нас по-прежнему не соответствуют нормам, ни по пропускным нагрузкам, ни по грузоподъемности. А полное обследование мостов показало необходимость в реконструкции 130 из 198 имеющихся», - говорит министр.

Сегодня, когда железнодорожное сообщение в Чечне функционирует частично, на долю автодорог общего пользования приходится более 90% грузовых и до 95% пассажирских перевозок. В связи с этим ежегодно на 12-15% увеличивается парк автотранспортных средств. Если учесть нерегистрируемый транспорт иногородних и международных фирм, привлеченных на строительно-восстановительные работы в регионе, то эту цифру можно умножать на два.

Недавно в республике насчитывалось более полусотни населенных пунктов, где вообще не было подъездов к основным сетям. Если раньше жители высокогорья пользовались тропами, то сегодня там обеспечены условия и для проходимости машин. В условиях, когда в республике восстанавливается сельское хозяйство, идет газификация отдаленных районов в Минавтодоре готовятся к строительству и реконструкции основных маршрутов, таких как Грозный-Шатой-Итум-Кали, Грозный-Ведено-Ботлих (направление на Дагестан), Горячеисточненская-Аргун, Грозный-Гудермес-Курчалой. В ближайшее время работы по ремонту автотрасс начнутся и в Шаройском районе. Автострады здесь нужно прокладывать через горы, и в некоторых местах придется проводить взрывные работы. Однако чеченские автодорожники не в полной мере обеспечиваются местным бюджетом. На ремонт и содержание дорог в рамках республиканской программы на год выделяется 500 млн рублей. Так если на один километр в Чечне выходит 52 тыс. рублей, то в субъектах СКФО до 170-180 тыс. рублей.

Между тем в сентябре ожидается окончание первых работ по реконструкции трассы «Кавказ». Длина этой автодороги на чеченской территории - 110 км. Как сообщают в Северокавказском управлении дорог, первый участок трассы длиной в 10 км от границы с Ингушетией расширен до 27 метров. Более того, впервые в Чечне здесь сооружены двухуровневые развязки. В будущем трасса должна быть полностью доведена до первой категории.

Преобразования ждут и чеченскую столицу. Архитекторы подготовили эскизные предложения закольцовывания дорог Грозного. С резким ростом числа автомобилей проблему смогут решить внутреннее, среднее и внешнее кольца. Особенно актуально строительство внешнего дорожного кольца, передвигаться по которому, не заезжая в Грозный, сможет весь транзитный транспорт. Корректировкой столичного генплана сегодня занимаются и в мэрии. По словам специалистов, предстоит задать новую проектную «красную линию». В центральной части города многоэтажную современную жилую застройку, как и все новые дома, будут «сажать» глубже, чтобы можно было расширить дорожно-транспортную сеть, заложенную еще в советские времена.
22380 просмотров