Важнейшим событием недавнего визита во Францию президента Грузии стала покупка у французской компании Eurocopter двух вертолетов AS332 Super Puma. Михаил Саакашвили, лично присутствовавший при оформлении контракта между Eurocopter и Департаментом гражданской авиации Единой транспортной администрации Министерства инфраструктуры Грузии, заявил: «У нас сейчас много старых вертолетов российского производства, летать на которых просто опасно, поэтому мы решили заменить их на новые и более качественные».
В Министерстве инфраструктуры ВК заявили, что «закупили гражданскую модификацию этих вертолетов и намерены использовать их исключительно в мирных целях – для спасательных работ и доставки гуманитарных грузов, а также передвижения персонала». Собеседница ВК подтвердила в беседе, что один из вертолетов будет находиться в Тбилиси, а второй – на западе Грузии и «оба будут готовы в любой момент вылететь, чтобы вывезти больных из горных районов или эвакуировать людей при стихийных бедствиях».
Впрочем, эксперты считают, что использовать вертолет в военных целях не составит большого труда – "установить на таком вертолете пулемет можно за 10 минут". Но по такой логике, пулемет можно установить и на «Жигулях», - сказал ВК главный редактор независимого военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили. – Это очень дорогая техника. Она стоит примерно 15 млн евро. Российские Ми-8 гораздо дешевле, они также могут перевезти 4 тонны груза и 21 человек, но Россия не продала бы нам вертолеты».
Тем не менее в Тбилиси считают, что при заключении контракта, власти Грузии руководствовались в первую очередь политическими соображениями. «Для спасательных работ правительство вполне могло закупить сравнительно новую или отремонтированную технику, скажем на Украине, - заявил в интервью ВК независимый эксперт Давид Авалишвили. – Но президент Саакашвили, для которого официальный визит во Францию сам по себе был успехом, хотел продемонстрировать, что Париж готов сотрудничать с ним и в столь деликатной сфере, какой является торговля техникой двойного назначения, даже несмотря на вполне предсказуемую негативную реакцию Москвы».
Действительно, российские эксперты сразу же заговорили о возможных санкциях против компании Eurocopter. Но министр иностранных дел Грузии Григорий Вашадзе заявил, что «Россия не решится ввести санкции, поскольку сама все больше зависит от европейских производителей оружия». При этом министр имел в виду не только вертолетоносец «Мистраль», но и, например, планы по закупке французского обмундирования для элитных частей специального назначения.
Госминистр Грузии по реинтеграции Тимур Якобашвили в беседе с ВК обратил внимание на молчание официальной Москвы по этому поводу: «Примечательно, что о санкциях говорят не официальные российские лица, а эксперты. Отсюда я делаю вывод: эти лица умнее российских экспертов – они прекрасно понимают, что ничего из этих санкций не выйдет».
С другой стороны, французы также не могли не знать, что заключение контракта вызовет настороженность Москвы, но, судя по всему, хотели «подсластить пилюлю» грузинам в связи с готовившимся контрактом о продаже России вертолетоносца «Мистраль». Грузинское руководство не раз высказывалось против этой сделки, считая «Мистраль» прямой угрозой. Однако разница между сделками с «Мистралем» и «Суперпумой» состоит в том, что Франция и Россия все еще не могут договориться и, контракт окончательно не подписан, а французские вертолеты поступят в Грузию уже в следующем году. Таким образом, грузинский вертолетный парк пополнится еще на две единицы техники, произведенной в стране–члене НАТО. В данный момент ВВС Грузии имеют на вооружении четыре американских вертолета «Ирокез».
Вертолеты двойного назначения
Георгий Калатозишвили, Тбилиси
22530 просмотров