Вестник Кавказа

Год Боржоми

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Для грузин «Боржоми» – национальное достояние, но решающую роль в разработке и создании бренда сыграла Россия. В 2010 году исполняется 120 лет c момента обнаружения и начала разработки минеральной воды в одноименном поселке в знаменитом Боржомском ущелье. Сегодня любимая гражданами СССР минералка переживает не лучшие времена. Если в 2005 году Грузия экспортировала 200 миллионов бутылок воды, то в 2006 году, после российского эмбарго, компания потеряла доходы от продажи 65% воды. При этом экспорт в другие страны СНГ и республики Прибалтики значительно увеличился, но в прошлом году на этих рынках удалось продать только 115 млн бутылок.

До российского эмбарго «Боржоми» продавалось в 20 странах, а сейчас уже в 30. Знаменитая минералка достигла даже Америки, но по признанию производителей, в США «Боржоми» покупают в основном выходцы из бывшего СССР, в том числе из России. Бренд есть бренд. Чтобы он стал узнаваемым на Западе нужны колоссальные капиталовложения и годы кропотливой работы. Только в этом случае «Боржоми» сможет отвоевать хотя бы маленький сегмент рынка у таких титанов как «Эвиан», продаваемый по всему миру от Токио до Нью-Йорка.

Тем не менее генеральный директор компании «Боржоми» Заза Киквадзе не теряет оптимизма. По его словам, 2010 год в Грузии объявлен Годом «Боржоми», и с правительством уже согласован список специальных мероприятий. Кроме того, компания запланировала «штурм» новых перспективных рынков, в первую очередь соседней Турции, а также Польши и прибалтийских стран. В Литве, Латвии и Эстонии бутылка «Боржоми» уже стоит около одного евро.

В данный момент компания выпускает минералку «Боржоми» и «Ликани», а также родниковые воды «Боржомские источники» и «Бакуриани». Кроме того, в международную корпорацию, возглавляемую «Боржоми», входят 12 российских и украинских брендов и 8 разливочных заводов. В прессе нередко появляются данные о заинтересованности российских компаний в приобретении «Боржоми». Согласно этим утечкам, в обмен минералка сможет вернуться на свой основной рынок, но руководитель крупнейшей российской компании по производству минеральной воды «Вимм Биль Дан» Давид Якобашвили заявил, что будет участвовать в конкурсе, лишь если грузинская сторона согласится продать сам источник, а не только право на разлив воды. «Источник они продавать не хотят, поэтому предложения нам неинтересны» - заявил господин Якобашвили.
21670 просмотров