Череда последних заявлений Вашингтона по поводу роли Азербайджана заставляет задуматься о некоторой смене приоритетов США на Южном Кавказе, причем не столько для администрации Барака Обамы, сколько для американских политических кругов и Конгресса.
После прихода к власти Обамы политический курс Вашингтона изменился - он стал меньше уделять внимания Закавказью. ВК уже затрагивал эту тему в материале «Игру ведет Париж» http://www.vestikavkaza.ru/articles/politika/Karabakh/16991.html. А ведь еще в начале 1990-х, после распада Советского Союза тогдашний американский президент Билл Клинтон приложил все усилия для высвобождения Азербайджана из-под российского влияния, добившись реализации проекта нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан, позволившего поставлять азербайджанскую нефть на Запад, в обход России. Именно с подписания того контракта началась история развития партнерских отношений Баку и Вашингтона, которая успешно продолжилась и во времена Буша младшего. Джордж Буш не обделял вниманием другую страну региона – Грузию, всячески поддерживая грузинскую демократию во главе с президентом Михаилом Саакашвили и обещая стране скорейшую западную интеграцию. Считается, что этой поддержкой и был вызван необдуманный шаг грузинского президента в августе 2008, когда грузинские войска вошли в Цхинвали. Каково же было разочарование Тбилиси, когда после вмешательства России США, переживающие предвыборную президентскую кампанию, оказались не склонны реагировать на вмешательство России в отношения Грузии и Южной Осетии так, как того желали грузины.
Показателем отстраненности американской администрации от Азербайджана можно считать отсутствие в Баку посла США с июля прошлого года. Этот факт не может не беспокоить азербайджанский истеблишмент, что было озвучено представителями азербайджанского МИДа в Вашингтоне. Еще одним фактором беспокойства Баку стала поддержка США нормализации отношений между Турцией и Арменией без учета проблемы Нагорного Карабаха, которая, кстати, была одной из причин разрыва этих отношений в 1993 году. США закрыли глаза на многие аспекты сложных взаимоотношений в связке Баку - Анкара – Ереван.
Очевидно, что для Обамы, получившего Нобелевскую премию мира, прослыть успешным медиатором в армяно-турецком примирении важнее, чем помочь решить территориальный спор Армении и Азербайджана. Однако неочевидно, что Конгресс США согласен с такой политикой Белого дома. Конгрессмены понимают, что Азербайджан для США остается чрезвычайно важным партнером на Южном Кавказе и тому есть несколько причин. Азербайджан - светское мусульманское государство, приверженное западным ценностям, а учитывая тот факт, что рейтинг США в исламском мире довольно низкий, наличие союзника - исламской страны, имеющей выход на Каспий и через него в Центральную Азию - важный козырь для Штатов. Кроме того, страна обладает немалыми энергетическими ресурсами и готова поставлять их на Запад, в том числе и по газопроводу «Набукко». Еще одним важным моментом взаимоотношений США с Азербайджаном можно считать страх, что Баку склонится к тесным союзническим отношениям с Москвой, к чему есть объективные предпосылки.
Видимо, взвесив все "за" и "против", американская политическая элита начала действовать. В конце марта десять членов рабочей группы в Конгрессе США по Азербайджану направили письмо Обаме, в котором особо подчеркивается значимость американо-азербайджанских отношений. В частности, в письме отмечается, что отсутствие посла в Азербайджане создает ненужную неопределенность и что "как один из сопредседателей Минской группы ОБСЕ по решению нагорно-карабахского конфликта США должны проявить большую активность в посреднической миссии вместе с Москвой и Парижем".
Первым на письмо конгрессменов отреагировал временный поверенный в делах посольства США Дональд Лу, попытавшийся донести до азербайджанской общественности четкий дипломатический мессидж и объяснивший отсутствие посла в Баку сложностью бюрократических процедур в США, связанных с назначением на эту должность. Одновременно первый заместитель госсекретаря США Джеймс Стайнберг назвал Азербайджан «очень важным партнером США и мощной силой для поддержки мира и стабильности на Кавказе».
Череда этих событий не случайна, и какие именно изменения в политике США последуют за возникновением интереса к Азербайджану, остается только догадываться. Однако уже сейчас очевидно, что изменения будут и начнутся они, скорее всего, с назначения нового посла, который, возможно, будет хорошо знаком азербайджанской политической элите.
Новые аспекты в отношениях Баку и Вашингтона
18630 просмотров