Вестник Кавказа

В Хельсинки прижали Nokia, но не обратили внимания на TeliaSonera

После пятидневной войны грузинская, абхазская и южноосетинская стороны начали встречаться при посредничестве США, России, Евросоюза, ООН и ОБСЕ в рамках Женевских консультаций. Хотя ощутимого результата переговоры не приносят, оптимисты уверяют, что "прорывом" можно считать хотя бы то, что представителей Тбилиси, Сухуми и Цхинвали удается периодически собирать за столом переговоров. Тем не менее очевидно, что особого смысла в этих консультациях нет, поскольку абхазские и югоосетинские переговорщики, активно поддерживаемые Москвой, занимают достаточно жесткую позицию. Так, например, недавно представители Цхинвали хотели сорвать консультации, поскольку их не устроила позиция Евросоюза в отношении Белоруссии, рассматривающей вопрос о признании независимости бывших грузинских автономий. "Брюссель в ультимативной форме ставит Минск в условия выбора между возможностью сближения с Европой и правом самостоятельного решения вопросов, входящих в сферу суверенитета Белоруссии, что расценивается в Южной Осетии как неприкрытый шантаж", - негодовали в Цхинвали.

Очередной, десятый раунд Женевских консультаций, намеченный на 30 марта, тоже обещает быть непростым. Теперь повод для недовольства появился у Сухуми. В преддверии переговоров в абхазскую столицу приехал новый спецпредставитель ООН, сопредседатель дискуссий финский дипломат Анти Турунен. На встрече с ним абхазский лидер Сергей Багапш был настроен весьма категорично: «Женевские дискуссии нужны для того, чтобы решать вопросы безопасности, невозобновления военных действий, открытия каких-то экономических коридоров. Но пока наши предложения не находят никакой поддержки. Несмотря на неоднократные обещания помощи Абхазии в осуществлении небольших экономических проектов, на деле мы сталкиваемся с экономическим санкциями», - возмущался Багапш. Он имел в виду демарш финского внешнеполитического ведомства, запретившего абхазским операторам сотовой связи покупать оборудование у фирмы Nokia. «Это бизнес-проект частной компании. Здесь нет никакой политики. Если экономические санкции и впредь будут применяться в отношении коммерческих структур, не связанных с политикой, мы подумаем о целесообразности участия в Женевских консультациях. Для чего встречаться, если потом страдает наше население и его бизнес?! Мы не просим признания, открытия коммуникаций, инвестиций, но считаем целесообразным продолжение экономических проектов, осуществлявшихся в Абхазии при поддержке миссии с 2006 года».

Ранее этот вопрос абхазский лидер поднимал на встрече со спецпредставителем Евросоюза на Южном Кавказе Питером Семнеби. Удивление Багапша вызвало отсутствие логики в позиции Евросоюза - Европа, выступая за разделение политических и экономических вопросов, сама же препятствует реализации экономических проектов. «Будем искать других партнеров на Ближнем Востоке, Китае и завозить оттуда необходимое оборудование», — пригрозил европейцам абхазский президент.

Вообще с коммуникациями в Абхазии периодически возникают проблемы. Услуги сотовой связи здесь предоставляют GSM-операторы «Аквафон» и «А-мобайл», причем обе используют на сетях оборудование Nokia. Вскоре после пятидневной войны контрольный пакет акций «Авафона» купил российский сотовый оператор «Мегафон». (Говорили, что «Аквафон», работающий в Абхазии с 1997 года и зарегистрированный в одной из оффшорных зон, и до сделки был дочерней компанией «Мегафона», поэтому речь шла лишь о ее юридическом оформлении). Практически одновременно парламент Грузии принял законно «Об оккупированных территориях», в частности, обязывающий бизнесменов вести любую экономическую деятельность на территориях Абхазии и Южной Осетии только с разрешения Тбилиси.

С тех пор, как говорят в Тбилиси, «Мегафон» «попадает под санкции закона об оккупированных территориях, что подразумевает и международное преследование ее деятельности». Национальная комиссия коммуникаций Грузии трижды накладывала штраф на российского оператора за нелицензионную деятельность, но "Мегафон" штрафы не платил. Теперь в Тбилиси не исключают персональной ответственности руководства "Мегафона". Здесь стоит особо отметить, что совладельцем «Мегафона» выступает шведско-финская телекоммуникационная компания TeliaSonera. Ей принадлежит 35,6% сотового оператора и 26% холдинга «Телекоминвест», который, в свою очередь, владеет 31,3% «Мегафона».

Очевидно и в Хельсинки, и в Стокгольме знали о планах официального выхода «Мегафона» на абхазский рынок сотовой связи. Глава представительства TeliaSonera в России Пер Улоф Шостедт уже намекал на это. В частности, комментируя тот факт, что «Мегафон» слабее представлен в СНГ, чем другие участники ведущей тройки, он сказал: «…Можно обратить взор на соседние страны. Конечно, можно пойти путем конкурентов и скупать сотовые активы в СНГ. Это не исключено. Но, может быть, нужно поднять голову чуть выше и посмотреть на более отдаленные страны?» Далеко ходить оказалось незачем. Под боком появились две новые страны и теперь «Мегфаон» окончательно застолбился не только в Абхазии, но и в Южной Осетии. Причем последняя сейчас меняет код сотовой связи. Вместо общего для «Мегафон-Кавказ» кода 928 в Южной Осетии скоро появятся новые номера с кодом 929. В Цхинвали новшество восприняли с недоумением. Старый код нес не только идеологическую нагрузку (был для южных и северных осетин символом единения), но и считался выгодным с финансовой точки зрения, обеспечивая жителям Южной Осетии дешевую связь с родственниками, знакомыми и партнерами по бизнесу в Северной Осетии. Между тем как пообещал «ОсРадио» глава комитета связи и массовых коммуникаций Южной Осетии Георгий Кабисов, маркетологи компании Остелеком – единственного оператора сотовой связи в республике, контрольный пакет акций которой принадлежит «Мегафону», сделают все, чтобы абоненты не ощутили неудобств. То есть, тарифы останутся прежними. Более того, сейчас разрабатывается услуга «Моя Осетия», подключившись к которой можно будет звонить по всей Осетии, Северной и Южной дешевле. Еще одним плюсом станет возможность обслуживания номера в Цхинвали. Раньше для того, чтобы заменить поврежденную или утерянную симку, или произвести детализацию звонков, нужно было выезжать во Владикавказ.
15680 просмотров