В материале «Россия – Грузия: граница приоткрыта» http://www.vestikavkaza.ru/articles/politika/debaty/16466.html ВК представил точку зрения грузинских экспертов на открытие КПП "Верхний Ларс". Здесь – позиция Баку.
Важное событие в жизни Южного Кавказа – открытие контрольно пропускного пункта между Россией и Грузией - затронуло весь регион. "Верхний Ларс" - пропускной пункт на старейшей из шести дорог, пересекающих с севера на юг Большой Кавказ, был закрыт на ремонт в 2006 году. Закрытие "Верхнего Ларса" тогда нанесло удар не только по Грузии, но и по Армении, которая уже 20 лет не может свободно транспортировать свои грузы из-за закрытых границ с Азербайджаном и Турцией.
"Верхний Ларс" был удобным коридором для прохождения армянских грузов в Россию и обратно. С закрытием этого пропускного пункта Армения потеряла возможность на получение российских поставок, а армянские грузы, предназначенные на экспорт, отправлялись к месту назначения через грузинские черноморские порты, что увеличивало затраты примерно на 25%. Такой расклад не устраивал ни Армению, ни Россию, которая стоит на страже интересов своего исторического союзника на Южном Кавказе. Поэтому армянская дипломатия сделала все возможное для устранения проблемы. Ремонт КПП завершился 5 мая 2009 года, однако Москва и Тбилиси, не имеющие дипломатических отношений с августа 2008 года, не спешили открывать стратегический «пойнт» на границе. Инициатором процесса стал Ереван.
Открытие «Верхнего Ларса» должно пойти на пользу всем трем странам. Для России это не просто КПП, это артерия, соединяющая ее с главным союзником на Южном Кавказе, а значит – путь к укреплению присутствия в регионе. Именно после событий в Грузии в августе 2008 года, оказавшись в жесткой транспортной блокаде, Армения сделала первые шаги к сближению с Турцией. Позицию Еревана можно понять - открытие границ с Турцией было бы для него спасением, но такой геополитический расклад поставил бы под сомнение репутацию Москвы как сильнейшего регионального игрока. Если бы Москва не исправила ситуацию, открыв "Верхний Ларс", главный традиционный союзник России неизбежно перестал бы быть таковым. Для Грузии открытие "Верхнего Ларса" также полезно. Михаил Саакашвили считает, что с открытием КПП Россия признала линию грузинской границы хотя бы в одном месте. Более того, Саакашвили высказал предположение, что открытие границы может стать базой для восстановления отношений между Москвой и Тбилиси.
На этом фоне зазвучали тревожные заявления со стороны Азербайджана. Баку опасается, что именно через "Верхний Ларс" может осуществляться поставка российского оружия в Армению. Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров предупредил, что если у Баку появится какая-то информация о поставках оружия в Армению, то Азербайджан резко отреагирует на это. Он напомнил, что в свое время Баку выражал обеспокоенность в связи с возможностью поставок через территорию Грузии какого-либо оружия на российскую военную базу в Армении.
Опасения азербайджанской стороны подкрепляются высказываниями грузинской оппозиции о том, что Армения будет перевозить военные грузы транзитом через Грузию. Грузинская газета «Ахали Таоба» опубликовала заявление лидера «Партии зеленых» Грузии Гиоргия Гачечиладзе о том, что открытие таможенного пункта «Верхний Ларс», стало частью подписанного в 2006 году между Грузией и Россией соглашения. Вероятно, речь идет о соглашении об использовании территории Грузии для транзита, исходя из интересов Минобороны России, а конкретно - о поставках оружия для 102-ой российской базы, дислоцированной в армянском Гюмри.
Грузинские официальные лица тут же отреагировали на публикацию, опровергнув информацию Гечечеладзе. Подписанное в 2006 году соглашение, по словам представителей грузинского МИД, в настоящее время недействительно, так как открытие КПП "Верхний Ларс" регулируется новым соглашением, достигнутым недавно при посредничестве Швейцарии как представителя Грузии в России и России в Грузии.
Как бы то ни было, в интересах самой Грузии не допустить прохождения через ее территорию военных грузов в Гюмри, ведь у Азербайджана есть сильные рычаги воздействия на ситуацию, и последствия для Тбилиси окажутся не менее плачевны, чем от закрытого КПП. С точки зрения экономического воздействия Баку может пересмотреть энергетические отношения с Грузией, сократить там инвестиционные проекты. Политические же меры могут включить поддержку России в вопросе Абхазии и Южной Осетии, а также жесткую позицию по вопросам защиты прав азербайджанцев в Грузии.
Верхний Ларс: взгляд из Баку
Эльмира Таривердиева, Баку
23075 просмотров