Вестник Кавказа

Криминальная война

Муса Мусаев, Дагестан
В начале марта была обнародована информация о ликвидации на территории Ингушетии одного из идеологов северокавказских исламистов Саида Бурятского. Считалось, что его видеообращения и призывы к вооруженному джихаду находили отклик в сердцах молодежи Ингушетии, Чечни и Дагестана. Между тем корреспондент ВК в Махачкале Муса Мусаев считает, что инкриминировать одним лишь экстремистам стремление молодых людей в бандподполье (и, как следствие, нестабильность в республике) опрометчиво, поскольку в Дагестане идет настоящая криминальная война. В прошлом году здесь было совершено 15 громких убийств. Зафиксировано 124 факта обстрела сотрудников правоохранительных органов, 57 терактов, 76 боестолкновений. От рук преступников погибло 64 и ранено 134 сотрудника. Из числа гражданских лиц погибло 24, ранен 21 человек. Правоохранительные органы провели 18 успешных контртеррористических операций, в результате которых было убито полторы сотни боевиков, в том числе пять иностранных наемников.

Чем вызвана такая эскалация напряженности? Основных версий две. Согласно первой, она стала результатом борьбы за власть в преддверии смены руководителя Дагестана – до 8 февраля 2010 года, когда Дмитрий Медведев предложил Народному собранию Дагестана наделить президентскими полномочиями Магомедсалама Магомедова, мало кто в республике мог прогнозировать исход этой борьбы. По второй версии, большинство преступлений - дело рук диверсионно-террористических групп, финансируемых из-за рубежа.

Так или иначе, в 2009 году республику потрясла серия громких убийств, наиболее резонансные из которых пополнили список нераскрытых преступлений.

1 февраля в кафе «Встреча» убит глава Унцукульского района Казимбег Ахмедов, отмечавший день рождения и.о. прокурора Унцукульского района Ибрагимхалила Омардибирова. Вместе с ним погибло еще пять человек.
28 апреля в Хасавюрте убит Магомед Умаханов, племянник главы муниципального образования «Город Хасавюрт» Сайгидпашы Умаханова. Как оказалось, убийство было совершено по ошибке. Преступники преследовали другого родственника Умаханова - Магомеда Умарова, который избил уполномоченного участкового местного ОВД Руслана Дагирова. Чтобы наказать обидчика Дагиров обратился к друзьям, которые перепутали «клиента».
21 мая в Махачкале убит заместитель главы следственного управления СКП Дагестана Сейфудин Казиахмедов.
25 мая в Махачкале убит известный религиозный деятель Ахмед-хаджи Тагаев.
15 июля в селе Геджух Дербентского района Дагестана убит глава сельской администрации Гуляхмед Ходжаев.
31 июля в Хасавюрте взорван автомобиль начальника почтамта города Гамзата Гамзатова. От полученных ранений 34-летний Гамзатов умер на месте.
11 августа в Махачкале убит заместитель главного редактора газеты «Истина» Малик Ахмедилов.
10 сентября в Хасавюрте убит бывший глава Ботлихского района Магомед Сахратулаев.
11 сентября в Махачкале неизвестные расстреляли заместителя махачкалинского прокурора по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях Максуда Максудова.
27 сентября в Москве убит глава Хасавюртовского района Алимсалтан Алхаматов.
29 октября в Махачкале убит заместитель прокурора Кировского района Махачкалы Назим Муртузалиев.
27 ноября убит командир СОБРа спецназа МВД Дагестана, подполковник Шапи Алигаджиев.
30 ноября в Махачкале убит глава администрации Магарамкентского района Дагестана Абрек Гаджиев.


Почти неуязвимый

Пожалуй, самым громким преступлением прошлого года стало убийство министра внутренних дел Дагестана Адильгерея Магомедтагирова. Террористы достигли своей цели с четвертого раза.

Первое покушение на Адильгерея Магомедтагирова было совершенно 29 декабря 2005 года, накануне назначения первого президента Дагестана. В центре Махачкалы, на улице Ирчи-Казака, взорвался террорист смертник, но автомобиль министра успел отъехать на безопасное расстояние.

Второй раз на жизнь Магомедтагирова покушались 8 августа 2006 года. Преступники устроили засаду под Махачкалой, когда министр выехал на место убийства прокурора Буйнакска Битара Битарова. На пути следования кортежа раздалось два мошнах взрыва. Преступники заложили взрывчатку в дренажную трубу под трассой, а также в автомобиль «Жигули». Министра спасла только большая скорость. Когда стокилограммовая взрывчатка была приведена в действие, бронированный «Мерседес» успел проскочить место взрыва. Автомобиль подбросило взрывной волной, и ехавшая сзади машина охраны провалилась в образовавшуюся от взрыва воронку глубиной несколько метров. Погибло трое сотрудников милиции из охраны министра. Затем засевшие в лесу преступники, открыли стрельбу из пулемета, но автомобиль министра прикрыл проезжающий «Камаз», а местные водители помогли ему выбраться из засады.

По схожему сценарию покушались и третий раз, 3 февраля 2007 года. Чтобы заманить министра в засаду, боевики расстреляли следователя - сына близкого друга генерала Магомедтагирова. Потом они взорвали джип, на котором министр должен был приехать на место происшествия. Три милиционера погибли, но министр, оказавшийся в другом автомобиле, не пострадал.

Во время тех двух покушений бомбы были приведены в действие через протянутые телефонные провода. Обычно террористы используют радиоуправляемые взрывные устройства, инициируя их подрывы звонками на мобильные телефоны. Другой способ совершения терактов был выбран поскольку преступники знали - на министерских автомобилях установлено противоминное устройство, подавляющее радиосигналы в момент проезда машины.

5 июня 2009 года на Магомедтагирова было совершено четвертое по счету покушение. Когда министр выходил из банкетного зала «Маракеш» со свадьбы дочери начальника управления МВД республики по налоговым преступлениям, раздались выстрелы. Из пятиэтажного дома, расположенного через дорогу, в двухстах метрах от банкетного зала снайпер расстрелял министра бронебойными пулями. Первая же пуля попала Магомедтагирову в сердце. При этом были ранены начальник тылового подразделения МВД Абдуразак Абакаров, который умер в больнице, а также брат министра и еще два милицейских начальника.

По этому трагическому поводу Дагестан посетил Дмитрий Медведев, который назвал убийство вызовом государству. Директор ФСБ Александр Бортников тогда охарактеризовал ситуацию как «сложную, но управляемую». Президент Дагестана Муху Алиев заявил: «К убийству главы МВД могут быть причастны работники правоохранительных органов. Оно было тщательно подготовлено. Магомедтагиров не собирался идти на эту свадьбу. Его туда буквально заманили. Думаю, это произошло не без участия каких-то непорядочных работников самих правоохранительных органов».
27630 просмотров