Поездив по египтам и турциям, россияне сравнивают отдых отечественный и заморский. Чаще всего - в пользу заморского. За те же деньги, как они говорят, другой сервис и даже другое море, песок, вода, вина, фрукты, овощи и т.д. В этом случае Украина остается младшей сестрой России. Отдых в Крыму мало чем отличается от отдыха в Геленджике. И все-таки сюда едут многие россияне, украинцы, белорусы – те, кому не выпало получать барыши от продажи нефти или газа, алмазов, леса, оружия, наркотиков, кто живет на постсоветскую зарплату и любит море. А таких все же у нас большинство.
Поехал на украинское побережье и я. Отдохнул неплохо. Вода оказалась такой же, как у побережья турецкого, только чуть прохладнее. Солнце светило щедро. Люди вокруг оказались примерно такими же, что и в Шарм-аль-Шейхе - со своими проблемами и недостатками. На море не до работы. Но я нашел в себе силы кое-что написать.
На море с миражом
Поезд тронулся под вокзальный гул и трель мобильных телефонов. Звонили почти все провожающие и отъезжающие. Одни спешили сообщить эту новость тем, к кому они едут, другие тем, от кого уезжают. Хотя многие из них еще стояли на перроне.
- Милка! Нам проводница постель бесплатно дала!- кричала в трубку девочка школьного возраста.
- Кто же тебе даст бесплатно - в стоимость билета все вошло,- послышалось из соседнего отсека.
- Бабушка, да залезай ты быстрее на свою полку! - раздалось уже из другого отсека.
- Подсоби, внучок. Давненько я на такую высоту от земли не поднималась.
- Аккуратнее, бабушка, не труси носками. Спасибо скажи, что вверх тебя поднимаем, а не вниз опускаем!
Компания молодых пассажиров в майках-безрукавках загоготала. На их столике уже все было готово - несколько бутылок водки и закуски. Молодые люди, как мне показалось, запаслась надолго.
- До Тулы хватит, а там еще подкупим, - словно прокомментировал мое предположение один из них. - Все-таки Тула не скоро - часа через три...
В последнем отсеке плацкартного вагона уместилась многочисленная семья. Членов семьи оказалось в два раза больше, чем полок. Проводника это не волновало.
В наш отсек вошла женщина лет пятидесяти. Она поставила сумку на мою, нижнюю, полку и стала расстилать постельное белье на своей, верхней. Мной овладел благородный порыв.
- Не хотите поменяться местами? - спросил я женщину.
Сверху на меня бросили удивленный взгляд.
- А можно?
- Пожалуйста!- благородство придало мне решительность. Я даже стал искать повода для новых джентльменских поступков.
Женщина уместилась на нижней полке, разложила свои вещи и бросила на мою, верхнюю, полку забытую барсетку.
- Заберите свои вещи! - тон ее голоса оказался вдруг другим.- И встаньте, пожалуйста, с моей полки - мне надо прилечь.
Остаток пути, то есть чуть более суток, я провел на верхней полке - читал, обедал, ужинал, пил чай, смотрел на своих попутчиков. Но никто из них так не предложил присесть на их полку.
- Подъезжаем к Харькову! - на весь вагон заорал проводник. - Приготовьте декларации, таможенный и пограничный контроль! Стоянка тридцать минут. Никто не выходит.
Все двери оказались закрытыми. Кроме одной, ведущей в тамбур. Здесь меня с перрона заприметила бабушка, торгующая съестным.
- Почин, уважаемый, надо сделать, - она умоляюще посмотрела на меня. - Пиво, лимонад, минералка!..
- Так ведь закрыты мы, бабушка!
- Не беда! Сюда, милок, из тамбура в переход иди...
Я открыл тяжелую дверь и ступил на округлые железные листы.
- Вот видишь дырок полно внизу, - бабушка руководила моими действиями со знанием дела. - Протягивай руку. Бери пиво, теперь минералку.
- Бабушка, не пролезает минералка!
- Погоди, сынок, не волнуйся. Девоньки, - окликнула она стоящих рядом старушек. - Помогайте! Раздвигай вагоны в разные стороны! Милок, ты не мешкай, хватай свою минералку! Успел! Нам, бабушкам, трудновато эти вагоны двигать.
В проем перехода я сунул бабушке гривны.
- Почин!
После Днепропетровска солнце стало палить нещадно. Только тут все заметили, что в вагоне не работают кондиционеры. Проводник посоветовал открыть окна. Удалось открыть только два окна - остальные оказались неисправными. Пассажиры, обливаясь потом, взывали к проводнику о помощи. Проводник ответил философски.
- Вы куда, уважаемые, едете? На отдых? Так это у нас же такая услуга - распарим вас в пути, а вы по приезду сразу в море. Впечатления на всю жизнь!
Поезд полз на юг, к черноморскому побережью. К вечеру на горизонте показалась лазурная полоска. Многие подумали, что это море. Но я был уверен, что это был мираж. Наш человек отдых морской отдых должен выстрадать.
Что меня больше всего удивило на отдыхе
Новый железнодорожный вагон с неисправными кондиционерами. Более суток ехали в духоте - днем почти 40 градусов жары, ночью 35.
Старушка на верхней полке плацкартного вагона.
Жители побережья, годами не купающиеся в море.
Женские прокладки б/у в пляжной кабинке.
Шашлыки из мидий - мелких существ, способных, пропуская через себя, очищать несколько тысяч тонн морской воды. Говорят, что эти шашлыки очень любят экологи.
Собаки, хозяйничающие на пляже ночью, и зло облаивающие первых купальщиков.
Пьяная езда на гидроциклах среди испуганных пловцов.
Пиво победило водку, несмотря на тягу к радикальному конечному результату.
Украинское побережье без молодых украинок. Объяснили, что летом они перебираются на противоположный берег моря, в Турцию. Кто отдыхать, кто работать.
Любимое развлечение отдыхающих - зайти по колено в воду, позвонить по телефону знакомому и радостно спросить:
- Слышишь, как море плещется?
А потом долго и сосредоточенно эти люди о чем-то говорят, бродя по берегу, и пытаясь показать всем, что они серьезные отдыхающие, а не какие-то там пассажиры из плацкартного вагона.
Южный маршрут
Олег Кушаты
19840 просмотров