Недавно тбилисский городской суд вынес приговор участникам и организатором мятежа бронетанкового батальона 5 мая 2009 года. Их обвиняют в попытке государственного переворота и ликвидации руководителей государства (в первую очередь президента Саакашвили и лидеров правящей партии) по заказу из Кремля. Подсудимые признали себя виновными лишь в неподчинении приказам командования, но не в заговоре с целью свержения власти. А «неподчинение», как было сказано на суде, выразилось в том, что они не хотели принимать участия в параде по случаю дня независимости 26 мая, поскольку считали торжества неуместными после войны вокруг Южной Осетии и гибели сотен соратников по оружию. На это представители властей отвечали, что парад – вовсе не торжество или праздник, а смотр вооруженных сил и демонстрация дееспособности государства. Грузинские спецслужбы распространили запись разговора одного из заговорщиков, майора Георгия Гваладзе, в которой он призывал офицеров батальона включиться в заговор, выдвинуться в Тбилиси, соединиться с частями российской армии (по его словам, «они сразу начнут движение в сторону столицы из Южной Осетии») и, свергнув президента, привести к власти любого из пророссийских политиков.
Мятеж (или неповиновение) был подавлен без единого выстрела. Президент лично прибыл на место и пригрозил открыть огонь по батальону из установок «Град» и «Ураган». Офицеры и солдаты–контрактники (призывников в батальоне не было) сложили оружие. Командира части, полковника Шоту Горгиашвили арестовали вместе с подчиненными, а высокопоставленные организаторы бунта - генерал Георгий Криалашвили, полковник Коба Отанадзе и начальник спецназа МО Леван Амиридзе - скрылись. 21 мая спецназ МВД напал на их след, провел спецоперацию по задержанию, в ходе которой Амиридзе и Отанадзе были ранены и арестованы, а Криалашвили убит. Одновременно полиция арестовала бывшего командующего Национальной гвардией, генерала Кобу Кобаладзе по обвинению в соучастии в заговоре, хотя его 5 мая не было в расположении Мухрованской части.
После судебных слушаний, продолжавшихся с августа прошлого года, суд приговорил полковника Отанадзе к 30 годам лишения свободы, майора Амиридзе - к 28 годам, а полковника Горгиашвили - к 19 годам тюремного заключения. Суд признал, что генерал Кобаладзе не участвовал в мятеже, но приговорил его к 8 месяцам и 8 дням лишения свободы за ношение оружия! Однако поскольку этот срок Кобаладзе провел в предварительном заключении, его освободили в зале суда под бурные овации родственников и друзей. Остальные подсудимые получили от двух до 15 лет лишения свободы.
Прокомментировать нашумевшее дело ВК попросил адвоката Кобы Кобаладзе Гелу Николаишвили, бывшего руководителя грузинской спецслужбы (в 1992–1993 гг.), бывшего депутата (1995-1999 гг.), а ныне оппозиционера Ираклия Батиашвили и одного из лидеров правящей партии Единое Национальное движение Давида Дарчиашвили.
Гела Николаишвили: «5 мая и в последующие дни власти арестовали 41 подозреваемого. Среди них были и военные, и гражданские лица (имеются в виду отставные военнослужащие, пришедшие на базу, узнав о начавшемся «неповиновении» соратников, – Прим. ВК). Однако позднее, с двадцатью из них прокуратура заключила процессуальное соглашение, суть которого состояла в том, что они признали свою вину в предъявленном обвинении и обличили других участников. Остался 21 подсудимый. Практически все они признали себя виновными в неподчинении приказу, но не в планах по свержению власти. Единственным, кто вообще не признал себя виновным и отказался давать показания, оказался полковник Отанадзе. Его суд и приговорил к самому суровому наказанию – 29 годам лишения свободы. Что касается моего подзащитного, генерала Кобаладзе, он вообще не имел к данному делу никакого отношения и суд оправдал его в части мятежа. Но надо же было хоть за что-то осудить! Поэтому отставного генерала приговорили к восьми месяцам и восьми дням за ношение оружия и освободили из зала суда. Возможно, мы обжалуем и этот приговор в Верховном суде».
Ираклий Батиашвили: «Самое большое возмущение общественности вызвал арест генерала Кобаладзе, который не только не был в Мухровани, не только не участвовал в той или иной форме в заговоре, но вообще не имел никакого представления об этом заговоре. Его арестовали только потому, что во время событий 5 мая президент Саакашвили назвал его одним из идеологов мятежа. Этого хватило для ареста. Отпустили Кобаладзе наверняка тоже по решению Саакашвили – он захотел сыграть в «демократа». Что касается остальных осужденных, они также невиновны. Никакого путча или попытки переворота не было. Власти захотели напугать офицерский корпус и тем самым обеспечить его лояльность на будущее».
Давид Дарчиашвили: «Был путч или нет – видел весь мир. По странному совпадению, именно за день до начала в Грузии учений по программе НАТО целый танковый батальон объявил о «неподчинении» и вывел танки из боксов. Что это такое, если не бунт и заговор?! По всей видимости, кое-кто (не только в нашей стране) пытался проверить власти Грузии на прочность после войны, но получил адекватный ответ. Тем самым Грузия доказала, что несмотря на агрессию и временную оккупацию территорий, государство сохраняет дееспособность и готово защищать интересы страны».