Азербайджан победил в войне в Нагорном Карабахе, в том числе, благодаря помощи Израиля. Еврейское государство и кавказскую республику связывает особая история, которая началась задолго до новых альянсов Израиля на Ближнем Востоке, пишет влиятельная немецкая ежедневная газета Die Welt.
"Как-то в 2015 году нам сообщили, что централизованные школьные экзамены пройдут в субботу, - рассказывает раввин Замир Исаев, директор еврейской школы в Баку. - Когда мы узнали об этом, возникла проблема. Экзамен должен был пройти в субботу одновременно для всех школьников по стране, в одно и то же время. В шаббат! Что делать еврейским школьникам? Ведь мы не можем работать в шаббат". Руководство школы связалось с министерством образования, и проблема была разрешена - еврейским школьникам разрешили сдавать экзамен на два дня раньше остальных. В какой стране еще может произойти подобное? Теперь министерство заранее связывается со школой, прежде, чем назначать дату экзаменов, чтобы быть уверенным, что в этот день нету еврейских праздников и нерабочих дней.
Так обстоят дела в Азербайджане – стране, где 99% населения являются мусульманами. Но азербайджанцы и евреи – это особая история. В истории успеха Азербайджана во Второй Карабахской войне свою роль сыграл и Израиль. "Военные поставки Израиля для Азербайджана были не менее важными, чем из Турции, - говорит преподаватель политологии Азербайджанского государственного университета нефти и промышленности Мурад Салманов. "Некоторые израильские поставки вооружений шли в Азербайджан через территорию Турции", - объясняет Салманов, который является по совместительству председателем еврейской организации B’nai Birth.
С Турцией Азербайджан близок на протяжении веков, и когда Азербайджан провозгласил в 1991 году независимость, Турция стала первой страной, признавшей новое государство. Вторым по счету Азербайджан признал Израиль. "Между евреями и азербайджанцами всегда были братские чувства, - говорит Салманов. - Евреи здесь проживают на протяжении как минимум двух тысяч лет". За сотни лет до того, как арабы принесли ислам на Южный Кавказ, здесь уже существовали многочисленные общины так называемых горских евреев с их собственным языком, комбинирующим персидские элементы с арабо-ивритскими особенностями, и до сих пор уникальной традицией иудаизма, особенно открытой к мистике. Откуда пришли горские евреи, неизвестно. Из-за языка они долгое время считались родственными иранским евреям, но генетические исследования указывают на связь с Левантом. "Они могут быть также связаны с хазарами", - говорит Салманов, имея ввиду тюркский народ, который в VIII веке частично перешел в иудаизм. - Позже сюда добавились российские и грузинские евреи. И еще до распада СССР они выступали за хорошие отношения с Израилем".
Когда в 1967 году вспыхнула война между Израилем и арабскими странами, раввины в Баку днем и ночью молились за еврейское государство. Когда Израиль победил на шестой день, евреи Баку организовали праздник, на который были приглашены и все другие горожане, хотя СССР тогда выступал союзником арабов и занимал антиизраильскую позицию.
Возможно, потому что в сложном ландшафте Кавказа традиционно проживали вместе самые разные общины; возможно, потому что здешние альянсы выступали против захватчиков; возможно, потому что многообразное население Азербайджана благодаря рано открытым нефтяным богатствам приобрело уверенность в себе, но сегодня Азербайджан и Израиль связывают не только совместная история, но и вполне конкретные интересы.
Израиль заинтересован в нефтяных поставках из Азербайджана, а азербайджанцы получают выгоду от израильских технологических ноу-хау. Раввин Исаев говорит, что не любит обсуждать политику, но может подтвердить, что толерантность в Азербайджане не является лишь политическим расчетом. "Здесь всегда так было, - говорит Исаев. - Здесь всегда могли жить евреи. XIX веке в России царь запрещал евреям жить в городах и ссылал их в сельскую местность, но в Баку это правило не соблюдалось. Что бы ни говорил царь, евреи всегда жили в этом городе и даже мигрировали сюда из разных уголков Российской империи. Я тоже много жил за рубежом и знаю, что кроме как в Израиле, нигде евреи не живут так хорошо, как в Азербайджане. В Азербайджане нет надобности охранять еврейские молельные дома, и двери синагог во время богослужений открыты для всех граждан – не имеет значения, какой веры".